+7 495 120-13-73 | 8 800 500-97-74

(для регионов бесплатно)

В чём плюсы и минусы биоэтанола — ДРАЙВ

  • Войти
  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • user
  • Выход
Найти ДРАЙВ
  • Наши
    тест-драйвы
  • Наши
    видео
  • Цены и
    комплектации
  • Сообщество
    DRIVE2
  • Новости
  • Наши тест-драйвы
  • Наши видео
  • Поиск по сайту
  • Полная версия сайта
  • Войти
  • Выйти
  • Acura
  • Alfa Romeo
  • Aston Martin
  • Audi
  • Bentley
  • Bilenkin Classic Cars
  • BMW
  • Brilliance
  • Cadillac
  • Changan
  • Chery
  • Chevrolet
  • Chrysler
  • Citroen
  • Daewoo
  • Datsun
  • Dodge
  • Dongfeng
  • FAW
  • Ferrari
  • FIAT
  • Ford
  • Foton
  • Geely
  • Genesis
  • Great Wall
  • Haima
  • Haval
  • Hawtai
  • Honda
  • Hummer
  • Hyundai
  • Infiniti
  • Isuzu
  • JAC
  • Jaguar
  • Jeep
  • KIA
  • Lada
  • Lamborghini
  • Land Rover
  • Lexus
  • Lifan
  • Maserati
  • Mazda
  • Mercedes-Benz
  • MINI
  • Mitsubishi
  • Nissan
  • Opel
  • Peugeot
  • Porsche
  • Ravon
  • Renault
  • Rolls-Royce
  • Saab
  • SEAT
  • Skoda
  • Smart
  • SsangYong
  • Subaru
  • Suzuki
  • Tesla
  • Toyota
  • Volkswagen
  • Volvo
  • Zotye
  • УАЗ
  • Kunst!
  • Тесты шин
  • Шпионерия
  • Автомобизнес
  • Техника
  • Наши дороги
  • Гостиная
  • Автоспорт
  • Авторские колонки
  • Acura
  • Alfa Romeo
  • Aston Martin
  • Audi
  • Bentley
  • BCC
  • BMW
  • Brilliance
  • Cadillac
  • Changan
  • Chery
  • Chevrolet
  • Chrysler
  • Citroen
  • Daewoo
  • Datsun
  • Dodge
  • Dongfeng
  • FAW
  • Ferrari
  • FIAT
  • Ford
  • Foton
  • Geely
  • Genesis
  • Great Wall
  • Haima
  • Haval
  • Hawtai
  • Honda
  • Hummer
  • Hyundai
  • Infiniti
  • Isuzu
  • JAC
  • Jaguar
  • Jeep
  • KIA
  • Lada
  • Lamborghini
  • Land Rover
  • Lexus
  • Lifan
  • Maserati
  • Mazda
  • Mercedes-Benz
  • MINI
  • Mitsubishi
  • Nissan
  • Opel
  • Peugeot
  • Porsche
  • Ravon
  • Renault
  • Rolls-Royce
  • Saab
  • SEAT
  • Skoda
  • Smart
  • SsangYong
  • Subaru
  • Suzuki
  • Tesla
  • Toyota
  • Volkswagen
  • Volvo
  • Zotye
  • УАЗ

www.drive.ru

Разница между этанолом и биоэтанолом

Ключевое различие между этанолом и биоэтанолом заключается в том, что этанол является органическим соединением, полученным либо при химическом, либо из биологическом процессе, тогда как биоэтанол является формой этанола, которая образуется из биологического процесса производства этанола .

Этанол или этиловый спирт (то же соединение, которое содержится в алкогольных напитках) может быть использован в качестве топлива. Производится он биологическим или химическим способом. Если этанол производится биологическим методом, то это называется биоэтанол. Биоэтанол является разновидностью биотоплива. Кроме того этанол может использоваться в качестве добавки для бензина.

Содержание

  1. Обзор и основные отличия
  2. Что такое этанол
  3. Что такое биоэтанол
  4. В чем разница между этанолом и биоэтанолом
  5. Заключение
Что такое этанол?

Этанол или этиловый спирт представляет собой органическое соединение, имеющее химическую формулу C2H5OH. Он может использоваться в качестве топлива. Тем не менее, этанол нашел своё самое широкое применение в алкогольных напитках. применение этанола в качестве моторного топлива наиболее распространено в США и Бразилии.

Производители топлива на этаноле

При производстве топливных смесей, наиболее часто, этанол используется в качестве биотопливной добавки к бензину.

Например, в топливе на основе этанола, марки E-85 содержится 85 процентов этанола и 15 процентов бензина.

Топливо с этанолом

Этанол можно производить либо биологическим, либо химическим способом. Основные этапы производства этанола с помощью биологических средств включают ферментацию, дистилляцию и дегидратацию. Во время брожения микробы воздействуют на сахар, превращаясь в этанол. Стадия дистилляции включает удаление микробов и большей части воды. Там продукт брожения нагревается, поэтому фракция этанола испаряется. После этого необходимо удалить воду из конечного продукта дистилляции, чтобы получить очень чистую фракцию этанола. Кроме того, производство этанола с помощью химических средств включает взаимодействие этилена с паром.

Что такое биоэтанол?

Биоэтанол — это форма этанола, которую получают из биологической вещества. Это чистое топливо, которое можно смешивать с бензином для запуска автомобилей без изменения конструкции двигателя. Обычно производство биоэтанола включает ферментацию различных материалов, которые содержат сбраживаемые сахара или углеводы. Для этого производства как правило используются четыре вида сырья: крахмалистые культуры, лигноцеллюлоза, водорослевая биомасса и промышленные отходы.

Кукуруза является одним из источников производства биоэтанола

Кроме того, это топливо является возобновляемым источником энергии, потому что био-сырьё является   возобновляемым. Биоэтанол не производит оксиды серы или оксиды азота. Однако это соединение оказывает негативное влияние на цены на продукты питания, поскольку для производства биоэтанола требуются большие площади земли для выращивания подходящих культур.

Преимущества биоэтанола по сравнению с обычным топливом

  • Возобновляемый источник энергии
  • Снижение выбросов парниковых газов
  • Биоразлагаемый, таким образом, гораздо менее токсичен
  • Возможность легко интегрироваться в существующую автомобильную топливную систему
  • Использование биоэтанола в старых двигателях также уменьшит производство угарного газа
В чем разница между этанолом и биоэтанолом?

Этанол или этиловый спирт — это органическое соединение, имеющее химическую формулу C2H5OH, в то время как биоэтанол — это форма этанола, которую получают в результате биологического разложения. Следовательно, ключевое различие между этанолом и биоэтанолом состоит в том, что этанол можно получить с помощью химического или биологического процесса, тогда как биоэтанол является формой этанола, которая образуется из биологического процесса производства этанола.

Кроме того, процесс производства этанола включает три основных этапа (ферментация, дистилляция и дегидратация), в то время как производство биоэтанола требует предварительной обработки субстрата кислотами или ферментами с последующей ферментацией. Еще одно важное различие между этанолом и биоэтанолом заключается в том, что биоэтанол является возобновляемым источником энергии, а этанол — нет.

Заключение — Этанол против Биоэтанола

Биоэтанол является формой этанола, которая указывает на его способ производства. Следовательно, ключевое различие между этанолом и биоэтанолом состоит в том, что этанол является органическим соединением, полученным либо из химического, либо из биологического процесса, тогда как биоэтанол является формой этанола, которая образуется из биологического процесса производства этанола.

raznisa.ru

Биоэтанол Википедия

Завод по производству этанола в Зап. Бёрлингтоне, шт. Айова

Биоэтанол — обычный этанол, получаемый в процессе переработки растительного сырья для использования в качестве биотоплива. Мировое производство биоэтанола в 2005 году составило 36,3 млрд литров, из которых 45 % пришлось на Бразилию и 44,7 % — на США. Этанол в Бразилии производится преимущественно из сахарного тростника, а в США — из кукурузы. Производство этанола из тростника на сегодняшний день экономически более выгодно, чем из кукурузы. Федеральное правительство США предоставляет производителям этанола налоговый кредит (но не субсидии) до $0,51 за галлон этанола. Бразильский этанол дёшев из-за низких заработных плат у сборщиков сахарного тростника.

США в августе 2005 года приняли «Энергетический Билль» («Energy Policy Act of 2005»), и «Стандарт возобновляемых видов топлива» («Renewable Fuels Standard»). Они предусматривают к 2012 году ежегодное производство 30 миллиардов литров этанола из зерновых и 3,8 миллиард литров из целлюлозы (стебли кукурузы, рисовая солома, отходы лесной промышленности и т. д.).

Сырьё для производства биоэтанола[ | ]

Клубни маниока

В настоящее время большая часть биоэтанола производится из кукурузы (США) и сахарного тростника (Бразилия). Сырьём для производства биоэтанола также могут быть различные с/х культуры с большим содержанием крахмала или сахара: маниок, картофель, сахарная свекла, батат, сорго, ячмень и т. д.

Большим потенциалом обладает маниок. Маниоку в больших количествах производят Китай, Нигерия, Таиланд. Себестоимость производства биоэтанола из маниоки в Таиланде — около $35 за баррель

ru-wiki.ru

Особенности производства биоэтанола. Cleandex

Биоэтанол является альтернативным видом жидкого осветленного топлива для бензиновых двигателей.

Согласно официальному определению, биоэтанол – это этиловый спирт, производимый из биомассы и/или биологически разлагаемых компонентов отходов и используемый в качестве биотоплива. Химическая формула – С2Н5ОН.

Более распространенным является определение биоэтанола как жидкого спиртового топлива, вырабатываемого из сельхозпродукции с высоким содержанием сахара и крахмала (кукурузы, зерновых, сахарного тростника и др.). 

Технология производства

Биоэтанол получают в результате спиртового брожения (ферментации частей растительного сахара и крахмала) с последующей ректификацией или гидролизным методом.

Рисунок. Технология производства биоэтанола

Процесс получения биологического спирта достаточно сложен, так как ему предшествует большое число технологических операций, связанных с выделением отдельных компонентов из зерна: крахмала, глютена, зародыша и клетчатки,–в водной среде. Технологическая цепочка во многом схожа с процессом производства пищевого спирта. При этом в случае биологического топлива все чаще используют технологию мокрого помола зерна.

Сначала зерно очищается и замачивается. Затем направляется на мокрое дробление для последующей сепарации зародыша и отделения клетчатки. Оставшийся после сепарации раствор, содержащий растворенный крахмал и глютен, направляется на вторую стадию сепарации. На данном этапе происходит выделение глютена из оставшегося раствора с образованием влажного глютена и крахмала. Полученный влажный крахмал, посредством разных технологических операций, преобразуется в следующие продукты: сухой крахмал, этанол, концентрированную фруктозу.

В отличие от пищевого спирта, биоэтанол почти не содержит воды (его концентрация – 99,8%) и производится укороченной дистилляцией (две ректификационные колонны вместо пяти). Основными составляющими биологического спирта являются метан и сивушные масла, что делает его непригодным для питья.

Особенностью производственного процесса является получение так называемого «ко-продукта». В случае сухого помола зерна – сухая дробина с растворимыми веществами (DDGS – Distillers Dried Grains with Solubles) и СО2 ; в случае мокрого помола – глютен (пшеничная клейковина, если сырье – пшеница), СО2 и корма для животных.

Как правило, оставшиеся после ферментации продукты (оболочки зерна, дрожжи, протеин (глютен) зерна) находят широкое применение в качестве корма для скота и служат дополнительным источником прибыли для биотопливных производителей.

Углекислый газ, образующийся в больших количествах в ходе технологических операций, довольно сложно продать из-за его низкой стоимости, поэтому обычно крупные биоэтанольные компании конструируют в непосредственной близости от основного производства комплексы по переработке СО2.

 

Сырье

Современные технологи позволяют использовать практически любое сахаро- и крахмало- содержащее сырье: сахарный тростник, сахарную свеклу, картофель, кукурузу, пшеницу, ячмень, рожь и т. д.

Таблица. Объем производства биоэтанола из различных сельскохозяйственных культур

Специалисты Российской биотопливной ассоциации отмечают, что клубневые культуры, с учетом показателей урожайности и стоимости сырья на литр биоэтанола, могут также использоваться для производства биологического топлива наряду с зерновыми. Однако сам процесс их производства довольно трудоемок и экономически не столь привлекателен. Картофель, по мнению специалистов, целесообразно использовать лишь в качестве дополнительного сырья.

Самыми распространенными сырьевыми источниками являются сахарный тростник и зерно, причем в 90% зерна приходится на кукурузу.

Организация производства

Производство биоэтанола представляет собой технологический процесс, аналогичный производству пищевого спирта (только количество ректификационных колонн – две, а не пять).

По оценкам Российской биотопливной ассоциации, размер участка для завода мощностью около 150 млн л этанола и 128 тыс.т сухой барды должен составлять 10–16 га (примерно 200*500 м). В случае организации рельсового кольца для железнодорожного состава в 100 вагонов, необходимо 60–70 га земли.

Биозавод топливного этанола очень энергоэффективен. Везде, где можно, энергия восстанавливается и используется в дальнейших процессах. Современные параметры использования энергии (сухой помол, кукуруза): электричество – 0.30 кВт-час на литр этанола; энергия–10.0 МДж на литр; вода – 3 литра на литр этанола.

Как правило, организация биотопливного производства подразумевает создание полного производственного комплекса – от переработки сырья до получения готового биологического продукта.

Главный критерий выбора той или иной сельхозкультуры – ее доступность и наличие для переработки круглогодично. Значительным преимуществам в условиях нестабильных цен на зерно и масличные растения является наличие собственной сырьевой базы.

Инвестиции

По экспертным оценкам, стоимость строительства завода по производству биоэтанола находится в пределах от 0.5 до 1.0 доллара за литр мощности.

Показатели рентабельности во многом зависят от действующих цен на нефть в стране: чем они выше, тем больше доходность от изготовления биотоплива. Например, в Европе при достаточно высоких ценах на традиционные энергоресурсы, этот показатель достигает – 30–35%. В России же он несколько ниже.

К ведущим способам повышения рентабельности можно отнести организацию собственного изготовления сырья и развитие переработки «ко-продуктов» и их последующую продажу.

 

Более подробная информация об особенностях организации производства биоэтанола в условиях российского рынка представлена в отчете «Маркетинговое исследование рынка биотоплива» 

Источник: Cleandex.ru/Research.Techart

www.cleandex.ru

Биоэтанол

В США половина бензина – уже с добавкой биоэтанола, а в России рынка биотоплива не существует в принципе

В последние годы в мире наблюдается резкое  повышение интереса к биотопливу – возобновляемой альтернативе нефти. Джордж Буш выступает с программой довести долю биоэтанола в США до 20% к 2020 году, похожие меры принимает Европейский Совет, Швеция планирует через 20 лет вообще отказаться от нефти. Между тем в России рынка биотоплива не существует как такового, а законодательство эту ситуацию только усугубляет. О состоянии и перспективах мирового и отечественного биотопливного рынка мы беседуем с вице-президентом Российской биотопливной ассоциации Алексеем Аблаевым.

Справка: Аблаев Алексей — вице-президент Российской биотопливной ассоциации. Выпускник физического факультета Новосибирского Государственного Университета. В 2004 году получил степень MBA в бизнес-школе Мичиганского Университета, Анн Арбор, США со специализацией в стратегическом планировании и международном бизнесе.

Алексей Равильевич, уместно будет начать интервью с ответа на вопрос, что сегодня понимают под биотопливом.

Биотопливо – это любое топливо из возобновляемого сырья. Оно подразделяется на твердое и жидкое; твердое – это, например, дрова. И с применением дров как биотоплива в мире нет технологических проблем:  котлы есть, сжечь там дрова – элементарно. Проблема с энергией в мире вообще как таковая не стоит. Нормально развиваются технологии сжигания угля, торфа, газа, та же атомная энергия при нормальном подходе экологична и дает «чистое» электричество и/или тепловую энергию. Проблема сейчас в нехватке компактной энергии, той, которая  будет двигать наши автомобили.

Если говорить об этой энергии, о жидком биотопливе, то его существует, по большому счету, два вида – это биоэтанол и биодизель. Сразу оговоримся, что есть и другие виды жидкого биотоплива «второго поколения» – биобутанол, биотопливо, полученное по технологии газификации и т.д., но пока говорить об их широком использовании еще рано.

Какие сейчас есть способы производства биоэтанола?

Если не брать в расчет производство этанола из нефти, то остается один способ – тот же самый, что и при  «водочном» производстве спирта: брожение и перегонка. Сахара могут быть как готовыми (сахарные тростник и сахарная свекла), так и получаемыми из зерна, целлюлозы и т.д. Главные отличия завода биоэтанола от простого спиртзавода – это масштабы производства, упрощенная процедура дистилляции, повышенная энергоэффективность. Если говорить о масштабах, то стандартный спиртовый завод  обычно производит 3,000 декалитров спирта в сутки, а нормальный биотопливный завод начинается с других  масштабов, по крайней мере в 15 раз больших.

Из какого сырья наиболее распространено производство топливного спирта?

Большего всего спирта производят из кукурузы и сахарного тростника. Много производится также из пшеницы и сахарной свеклы. Использование кукурузы  характерно в основном  для США  и части Европы, где она хорошо растет, сахарного тростника – для Южной  и Центральной Америки, Индии. Понятно, что сахарный тростник – сырье самое лучшее. Тут можно применять самый простой процесс производства этанола с использованием готовых сахаров, отходы (багасса) сжигаются для производства пара и электроэнергии, в итоге получается самое дешевое топливо.

Вкратце, как получают биодизель?

Процесс тут тоже один. Есть большая путаница с определением понятия «биодизель», я придерживаюсь такого: биодизель – это метиловый или этиловый эфир растительных масел или животных жиров.  Биодизель – это химически модифицированное масло, то есть, это, как правило, метиловые эфиры жирных кислот из рапса и сои. В Америке это традиционно соя, потому что она хорошо идет по кукурузе, в Европе более популярен рапс. Биодизель получают смешивая 100 частей масла, 10 частей  метилового спирта и 1 часть щелочи, при этом на выходе 100 частей биодизеля, 10 частей глицерина и 1 часть твердых отходов. Биодизель можно использовать без какой-либо модификации мотора, но рекомендуется смешивать с обычной соляркой 20:80, получая топливо Б20 (20% биодизеля).

В каких сегментах топливного рынка сегодня биотопливо занимает существенный процент?

Ни в каких. В реальности, в США автомобильное биотопливо занимает долю в 4-5%, в Европе примерно такая же цифра. Не надо быть наивными – мы никогда не заменим нефть. Максимальная доля биотоплива в будущем — 25-30%, если не появится каких-то прорывных технологий.

Но если говорить о Бразилии, то там биотопливо уже занимает примерно 30% . Стремительно растет доля потребления биотоплива только потому, что сейчас дорогая нефть и благоприятная экономическая конъюнктура. В Бразилии уже не пользуются спросом обычные машины, а покупаются только flexible fuel vehicles (FFV, автомобили, которые могут ездить на любой смеси этанола и бензина). Там водитель, приезжая на заправку, сравнивает, что ему выгоднеее заправить – этанол или бензин, и  решает сам. Во всех остальных странах это все пока экспериментально, хотя в Америке примерно половина бензина продается с добавкой 10% биоэтанола.

Эта добавка как-то влияет на свойства топлива?

Конечно, влияет. Добавка в 10% этанола (т.н. топливо E10) не требует переделки двигателя машины, и более того — эта добавка  разрешена к применению всеми производителями машин. При 10% этанола в бензине на 30% меньше вредных выбросов за счет того, что в этаноле есть кислород. Если говорить просто, то таким образом дожигаются вредные выбросы. В Америке в большинстве мегаполисов федеральным законом продавцы топлива обязаны применять кислородосодержащие добавки (2.7% кислорода в бензине), и этанол сегодня практически заменил тут использовавшийся ранее метилтретбутиловый эфир. Кроме того, этанол улучшает моющие свойства топлива.

Как соотносится стоимость литра биоэтанола и литра обычного бензина в Америке и в Европе?

Правильнее будет говорить о себестоимости, потому что розничная цена этанола четко привязана к цене бензина независимо от себестоимости, и этанол на заправке на 10% дешевле бензина для стимулирования спроса. Кроме того, в этаноле содержится чуть-чуть меньше энергии, чем в бензине, т.е., если мы используем обычную машину, то расход топлива возрастает. Но так как этанол – это высокооктановая добавка, то при использовании машины, оснащеной двигателями высокой компрессии,  разницы в расходе топлива на километр не будет.

Если говорить о себестоимости в абсолютных цифрах, то себестоимость этанола в Бразилии — 20-25 центов за литр, себестоимость этанола, произведенного в США —  30-35 центов, при этом себестоимость ближневосточного бензина в Роттердаме (без налогов и акцизов) – 50 центов.

Если себестоимость этанола настолько ниже, то в чем проблема?

Проблема только в менталитете. Президент Буш размахивает флагом с лозунгами «Этанол вперед!». В этом плане показательно недавнее заявление Фиделя Кастро (http://www.granma.cu/INGLES/2007/marzo/juev29/14reflex.html), смысл которого в том, что «вы то вперед, а нам есть нечего». Но это – очередная  шпилька Америке, точнее – желание вбить клин между США и Южной Америкой. Потому что Буш строит отношения с Южной Америкой, с теми странами, которые еще хоть как-то к нему лояльно относятся (это в первую очередь Бразилия), на биотопливе. И понятно желание Кастро просто вбить клин в эти отношения, хотя для того, кто разбирается в сахарном тростнике, послание Фиделя выглядит полным бредом — в Бразилии тростник растет гораздо южнее экватора, то есть в более холодном климате, чем экваториальные леса, и если, как утверждает Кастро, ради биоэтанола там что-то вырубается, то минимально.

Леса вырубаются в основном из-за древесины, а не из-за того, что нужны плантации для сахарного тростника. Поэтому здесь он не прав. Но он прав в том, что топливо начинает входить в прямую конкуренцию с продуктами питания. Например, сейчас сахар — товар, взаимосвязанный с нефтью: дорожает нефть —  дорожает сахар. Это неизбежность, и если выгодно производить биоэтанол, а не сахар, то запретами ничего не сделать. Дорожает нефть, и ситуация с пищевыми рынками будет все хуже.

Хотя для Америки рост цен на еду не составляет больших проблем, для американской нации это, может быть, только лучше. Если есть предложения производить биодизель из жира, отсосанного в результате косметических операций, то сам факт появления такой идеи говорит о том, что небольшой рост цен на продукты питания —  не  проблема для Америки. Последние законодательные инициативы Америки в области биотоплива впечатляют  – группа сенаторов от «кукурузных» штатов (в том числе потенциальный будущий черный президент США Барак Обама, сенатор от крупнейшего «кукурузного» штата Иллинойс) внесла проект закона, суть которого состоит в следующем: через 10 лет каждая новая американская машина, продаваемая в Америке должна быть FFV, каждая вторая заправка обязана иметь колонку Е-85,  а это 85% этанола, плюс еще меры для расширения производства этанола из целлюлозной биомассы (солома и опилки).

Объясните, в чем особенность FFV-машин?

FFV (этанольно-гибридные) – это машины, которые могут ездить на любой смеси этанола и бензина. Отличие  в стоимости этой машины от обычной – 200-300 долларов, потому что там ставится новый датчик на кислород, немного меняются компьютер, чтобы машина понимала процент содержания этанола, плюс меняются некоторые прокладки на те, которые лучше держат этанол. В США был интересный случай —  компания GM произвела несколько миллионов таких машин, но в инструкции по эксплуатации про этанол не было сказано ни слова.  Компания получила субсидии от федерального правительства за каждую произведенную машину, и им было реально все равно, будут ли покупатели их заправлять биоэтанолом. Но был скандал, их заставили разослать всем покупателям информацию. В этом плане в Америке уже миллионы таких машин, в основном, конечно, в «кукурузных» штатах, где бензин с добавкой этанола дешевле на 3-5 центов за литр.

Какова в принципе в американской биотопливной программе доля геополитики (стремление сократить зависимость от иностранной нефти), и какова — экономики?

Программа развития производства этанола не нова, еще в семидесятых, в эпоху Картера и безумных цен на нефть, она уже вытаскивалась с полок. Если бы у этой программы не было экономической выгоды, она бы не победила ни за что. Сегодня программа выгодна и без геополитики, а геополитика просто расширяет ее возможности – увеличивает число заводов, дает какие-то субсидии на новое топливо второго поколения.
Вообще в принципе Америку никто не заставит покупать то, что не выгодно, в этой стране экономика на первом месте, поэтому это в первую очередь экономическая программа, рабочие места, налоги штату — это хорошо.

А в чем особенности европейской программы?

В Европе она очень простая. Европейский союз на свои 25 стран выдал рекомендации довести долю биотоплива до 2% к 2006 году, и до 5,7%  жидкого биотоплива к 2010 году. Сейчас ясно, что программа не выполняется. Не успевают, потому что программа была рекомендательная, и сейчас Швеция, Германия, Франция и Испания – передовики, а остальные в хвосте. Поэтому  европейский союз разрабатывает программу уже обязательного применения биотоплива, чтобы достичь этих показателей.

Наверное, в Европе ниже экономическая эффективность?

Да, В Европе экономическая эффективность ниже, потому что там пшеница, которая менее выгодна для производства этанола, чем кукуруза, там дороже строить, дороже производить и так далее, там планируются некие субсидии, даже в Германии, потому что прибыльность этих заводов ниже. А в принципе, учитывая, что в Америке топливо стоит 3 доллара за галлон (4 литра), а в Европе – полтора евро за литр, в этом плане биотопливо все равно выгодно. Швеция объявила, что к 2020 г. она откажется от нефти в принципе, это означает, что топливо будет любое  кроме нефтяного. Это декларация шведов, и я верю, что они этого добьются. Швеция в этом плане самая передовая страна. Очень активно движутся Германия, Франция. Во Франции есть очень интересное сырье: там, чтобы поддерживать спрос на вино, они часть каждый год перерабатывают в спирт.

Какую долю в Европе занимает биодизель?

Большую, потому что европейский автомобильный парк -преимущественно дизельный, очень много дизельных легковых машин – они экономичнее, дешевле топливо, тут много причин. Соответственно, биодизель идет как замена дизтоплива. В Америке преобладает биоэтанол с островками биодизеля, который используется в первую очередь для так называемого муниципального транспорта – школьных автобусов и т.п. Он там дороже, чем обычный дизель, но это были такие пиаровские акции местных муниципалитетов. А в Германии биодизель давно продается на обычных заправках, в основном это B-20 (20% биодизеля, 80% — обычного дизтоплива).

Перейдем к России. Какова ситуация с биотопливом здесь?

У нас 0.3% биотоплива, и это дрова. Поэтому Россия гордо отчитывается, что у нас тоже есть биотопливо. Если говорить серьезно, то биотопливо у нас нигде не используется, кроме как у кустарей, которые сами переделывают свои машины. Нам приходит много запросов – «мы из бочки сделали биодизельный завод», «мы нагнали спирта и заправляем свои машины, все прекрасно ездит». Если говорить про «официальный» этанол – то смесь этанола и воды (водка), и смесь этанола и бензина (топливо) – для государства одно и тоже, это спиртосодержащая жидкость более 2% —  и сразу получаем все акцизы. Получается, что  технологически мы можем производить биоэтанол хоть завтра, есть ГОСТ, любая нефтебаза может купить этанол и смешивать. Вопрос – зачем это им нужно, потому что стоимость совершенно не та, и пресловутый ЕГАИС это все подразумевает — никакой нефтебазе или нефтяной компании это не нужно.

Для развития рынка, по нашему мнению, требуется два закона. Первый закон мы лоббируем  в хорошем смысле, говорим, что это нужно, это закон «О биотопливе», который вводит некие базовые понятия. И второе – это изменения в закон «Об обороте этилового спирта», где должно появиться понятие «топливный этанол», который надо вывести за акцизы и снять проблемы с ограничением оборота.

Что мы предлагаем для того, чтобы у нас не воровали этот этанол и не пили? Производить биоэтанол должны крупные заводы «в чистом поле», то есть, заводы, построенные специально. Максимум, что такой завод может произвести – это спирт-сырец. Его пить, конечно, можно, но в бутылку его не нальешь, он мутный, там сивухи много. А так – если завод крупный, построенный, как правило, на частные инвестиции, то нормальный хозяин не будет гнать вагон-другой водки налево, потому что это большие риски в целом для его бизнеса. Он подпишет контракт с уважаемыми покупателями, например, на Западе, и будет гнать. Это первое. А второе – никаких проблем, если существующие спиртзаводы будут делать биоэтанол. Только будь добр, срежь 2 или 3 лишних дистиллировочных колонны, то есть, сделай физически невозможным производство пищевого спирта.

Я не вижу проблем в производстве. Понятно, что хорошо бы что-нибудь еще – субсидии и так далее, но пока что нужны базовые меры, чтобы развить рынок. Сейчас все проекты, которые обсуждаются — проекты на экспорт в Германию, Финляндию и т.д.

А биодизель?

Там тоже есть проблемы, потому что биодизель у нас не выгоден экономически. Ситуация простая – в Германии субсидируется производство биодизеля в момент перегонки масла в биодизель, немцы готовы покупать масло по очень высокой цене. По этой цене гораздо проще брать масло, чем делать биодизель и непонятно кому его продавать. Поэтому я всем говорю – ребята, выращивайте рапс, выдавливайте масло, на вашем маслобойном заводе оставляйте место под биодизель, это примерно 1/3 инвестиций. Как только будет рынок, вы быстренько построите себе биодизельный участок. А сейчас делайте масло и продавайте его в Германию. Спрос очень большой, готовы покупать все, что произведут. Но рапс в России исторически – непопулярная культура, у нас очень маленькие посевы, нам самим не хватает. Подсолнечник очень тяжел и очень дорог. Если рапс можно сеять раз в два года, чередуя с пшеницей, то подсолнечник – раз в пять лет, это очень тяжело для почвы. Он более «пищевой», рапс менее прихотлив. А  чтот касается отходов животного производства, отходов отработанных жиров Макдональдса – тут еще нет культуры их сбора. Альтернативы рапсу я не вижу.

Если в России будет разрешено производство биоэтанола, то какова будет его себестоимость?

Дешевле, чем в Европе, примерно как в Америке, в районе 35 центов за литр, но опять же с большим «но». Вопрос, какая будет цена зерна? Сейчас пшеница стоит 4,5 рубля за килограмм, это исторический максимум. Есть такая поговорка – лучшее средство от высоких цен на пшеницу – это высокие цены на пшеницу. Сейчас, я знаю, все крестьяне ринулись сеять еще больше пшеницы, потому что у нас очень короткая память, и все считают, что если все было хорошо, то будет хорошо и дальше. Поэтому мы ожидаем, что цены существенно упадут следующей осенью, в этом плане тут нормальный экономический цикл.

Я слышал, что в наших условиях, (имеются в виду низкие температуры), возникают какие-то проблемы с использованием биоэтанола. Так ли это?

Есть такая тема. Чем она вызвана? Биоэтанол набирает воду, и если у нас плохое качество системы заправок, плохие трубопроводы, дырявые баки, так называемая подтоварная вода, то такая проблема появится. Поэтому мы предлагаем внедрять биоэтанол на нормальные сети заправок. В принципе, пример Канады, которая очень много производит и использует биоэтанол, показывает, что  все может быть нормально. При нормальной культуре производства все эти проблемы решаются. Да, скорее всего, будут какие-то трудности при неправильном использовании, как и везде, но мы научимся. Все, что соответствует Евро-2 и выше, не вызовет никаких вопросов.

Есть ли сегодня потенциальные игроки, которые могли бы выйти на рынок после урегулирования законодательства?

Мы в ассоциации предлагаем два шага для России. Первый шаг – экспорт, второй шаг – внутренний рынок. Экспорт уже сейчас разрешен, проблемы есть, как и у любого российского бизнеса, но можно экспортировать этанол на Запад и в Японию безакцизно. Сейчас строится несколько заводов. В первую очередь это компания «Титан» в Омске, компания «Пава» объявила о том, что перепрофилируется с мукомольной на этанольную тематику, проект Вип-Ойла, это Волгоград. То есть, проекты есть, и люди, как я понимаю, ждут неких сигналов от власти, одобряет она это или нет. Люди готовы строить, деньги есть. Пока что все это ориентировано на экспорт, но если изменить акцизы, то внутренний рынок моментально станет гораздо выгоднее.

Проводили ли вы какие-то консультации с Правительством?

Да. Все за, кроме Минфина, снятие акцизов для них как красная тряпка, они сразу говорят «нет», не разбираясь ни в чем. Если говорить про историю вопроса, то было письмо Путину от министра сельского хозяйства Гордеева с кратким изложением темы. Путин идею одобрил. Сейчас Правительство во главе с Фрадковым готовит  письмо и список мероприятий, которые предлагается выполнить для развития этого рынка. В этом списке мероприятий — те законы, о которых я говорил, плюс масса других законов, например, по кадрам, которые мы начинаем терять.

Посмотрим на реакцию, потому что в целом отношение положительное, то есть Правительство, Минсельхоз двумя руками «за», другие отрасли (нефтянка) скептически «за». У ЛУКОЙЛа 5 тыс. заправок по всему миру за пределами России, где они обязаны использовать биоэтанол, и им без разницы, у кого покупать – у российских производителей, или еще у кого-то, при прочих равных.

Есть ли договоренности с регионами, например, с Москвой?

Как известно, мы живем в федерации и , если в Америке каждый штат принимает свои законы  о качестве воздуха, бензина,  то у нас слово «федерация» означает, что есть федеральные законы, поэтому у Москвы очень мало рычагов влияния или давления на эту ситуацию. Даже правильное начинание Лужкова – Евро-3 ввести раньше, чем во всей стране, моментально осудили, сказали, что нельзя. Это главная проблема. А интерес к этому вопросу огромный, я постоянно общаюсь с московским правительством. Это был бы большой  рынок, 3,5 млн. машин – это существенная часть российского потребления. Поэтому наше предложение – ввести некие пилотные проекты в той же Москве, к примеру,  в Омске, на Алтае, где планируется строить заводы.

Москва задыхается в грязи, пыли и выхлопах,  и всего лишь 10% этанола на 30% существенно уменьшает выхлопы. Биодизель также гораздо экологичней, он в два раза снижает выбросы микрочастиц.

Насколько я знаю, сейчас в РАН готовится большая программа по биотехнологиям, Ассоциация планирует как-то в ней участвовать?

Я достаточно скептичен в отношении будущих программ РАН. Академики очень любят тему водорода, и не любят тему этанола, потому что в этой области нужно не разговаривать, а делать. А водород —  это тема, которая по оценкам потребует минимум 30 лет для коммерчекого применения, и эти 30 лет можно брать бюджетное финансирование, и рассказывать о будующих результатах.

Я не против сотрудничества со всеми. Но мы как Ассоциация растем снизу, мы растем от реальных предпринимателей, которые реально готовы вкладывать деньги в большие или малые заводы. Я не верю, что сверху что-то можно насадить. Если будут какие-то кредиты, проекты, льготные деньги – я только за, потому что я надеюсь, что хоть что-то дойдет реального дела.

Каковы Ваши прогнозы на будущее?

Прогноз простой – когда цена на нефть будет больше $60, то у отрасли будут блестящие перспективы. Как только цена упадет ниже $40, все моментально забудут про биотопливо и останется одна Бразилия, которая это дело будет двигать дальше сама. Поэтому весь вопрос – какая цена на нефть и сколько в текущей цене нефти политической составляющей? Потому что если политической составляющей там много, то цена может упасть сильно, если политики там мало и реально нефть истощается, у нас нет новых месторождений, то  у отрасли будут хорошие перспективы. А судя по всему, учитывая, что у нас уже полгода нефть болтается вокруг $60, два крупнейших игрока на рынке – Саудовская Аравия и США – договорились о некоем консенсусе, что всех все устраивает. И я верю, что ниже мы уже не сдвинемся, потому что арабы и Россия почувствовали вкус нефти за $60, и вряд ли сильно отпустят цены, если не будет открыто какое-нибудь невероятное месторождение где-нибудь в Америке. И я верю, что мы будем сидеть в этом коридоре, и отрасль ждет нормальное будущее. Это около 20% биотоплива лет через 20 лет. Есть еще интересный проект по биомассе (производство этанола из целлюлозосодержащего сырья), тут может быть какой-то прорыв. С другой стороны, термояд мы уже лет 40 ждем.

Рано или поздно в России будет принято нормальное законодательство, учитывая это, какое будет состояние биотопливного рынка РФ через 15-20 лет?

С помощью массы китайцев и афроамериканцев, работающих в российском Нечерноземье, которое станет более плодородным вследствие глобального потепления (А Китай и Африка станут пустынями), я думаю, мы выйдем на 10%, и это будет хорошо.

OPEC.RU


automobile-help.ru

Биоэтанол Википедия

Завод по производству этанола в Зап. Бёрлингтоне, шт. Айова

Биоэтанол — обычный этанол, получаемый в процессе переработки растительного сырья для использования в качестве биотоплива. Мировое производство биоэтанола в 2005 году составило 36,3 млрд литров, из которых 45 % пришлось на Бразилию и 44,7 % — на США. Этанол в Бразилии производится преимущественно из сахарного тростника, а в США — из кукурузы. Производство этанола из тростника на сегодняшний день экономически более выгодно, чем из кукурузы. Федеральное правительство США предоставляет производителям этанола налоговый кредит (но не субсидии) до $0,51 за галлон этанола. Бразильский этанол дёшев из-за низких заработных плат у сборщиков сахарного тростника.

США в августе 2005 года приняли «Энергетический Билль» («Energy Policy Act of 2005»), и «Стандарт возобновляемых видов топлива» («Renewable Fuels Standard»). Они предусматривают к 2012 году ежегодное производство 30 миллиардов литров этанола из зерновых и 3,8 миллиард литров из целлюлозы (стебли кукурузы, рисовая солома, отходы лесной промышленности и т. д.).

Сырьё для производства биоэтанола

Клубни маниока

В настоящее время большая часть биоэтанола производится из кукурузы (США) и сахарного тростника (Бразилия). Сырьём для производства биоэтанола также могут быть различные с/х культуры с большим содержанием крахмала или сахара: маниок, картофель, сахарная свекла, батат, сорго, ячмень и т. д.

Большим потенциалом обладает маниок. Маниоку в больших количествах производят Китай, Нигерия, Таиланд. Себестоимость производства биоэтанола из маниоки в Таиланде — около $35 за баррель нефтяного эквивалента.

Лучшим климатом для производства сахарного тростника обладает Перу, страны Карибского бассейна. В больших количествах сахарный тростник могут также производить Индонезия и некоторые африканские страны, например, Мозамбик.

Этанол можно производить в больших количествах из целлюлозы. Сырьём могут быть различные отходы сельского и лесного хозяйства: пшеничная солома, рисовая солома, багасса сахарного тростника, древесные опилки и т. д.

Методы производства

ruwikiorg.ru

Биоэтанол. Возможен ли переход на новое топливо?

В XXI веке всё чаще можно услышать мысли о скором замещении обычных бензинов биотопливом. О том, что собой представляет один из наиболее известных и распространённых типов растительного топлива, биоэтанол, как производится, сколько стоит и действительно ли он так хорош и перспективен – читайте ниже.

Производство биоэтанола

Биоэтанол, как и биодизель, производится из растительного сырья. Чаще других для изготовления биоэтанола берутся две культуры: кукуруза и сахарный тростник. Например, производство биоэтанола в США в основном строится на кукурузе, в Бразилии – на сахарном тростнике. Однако как сырьё могут быть использованы и другие растения с высоким содержанием крахмала и растительных сахаров: картофель, сахарная свёкла, батат и т. д.

В мире наиболее развито производство биоэтанола в Америке. Производственные мощности Бразилии и США в совокупности составляют более половины (если говорить точнее, то свыше 60%) от мирового объёма изготовления этого топлива.

По своей сути биоэтанол – это обычный этиловый спирт (или этанол), который используется в изготовлении спиртных напитков с широко известной химической формулой C2H5OH. Однако биоэтанол не пригоден для пищевого употребления ввиду наличия специальных добавок, топливных присадок. Помимо трет-бутилметилового эфира (МТБЭ), который повышает детонационную стойкость биотоплива, снижает коррозионную активность спиртов и является носителем дополнительного кислорода, участвующего в горении, в биоэтанол добавляются в небольших количествах и другие присадки.

Известно несколько технологий производства биоэтанола.

  1. Брожение органических продуктов. Известный издревле и самый простой метод получения этилового спирта. При дрожжевом брожении сахаросодержащих смесей получается раствор с массовым содержанием этанола около 15 %. При повышении концентрации дрожжевые бактерии гибнут, что приводит к остановке выработки этилового спирта. Впоследствии спирт из раствора выделяется методом дистилляции. В настоящее время в промышленном производстве биоэтанола этот способ не применяется.
  2. Производство с помощью рекомбинантных препаратов. Сырьё измельчается и ферментируется глюкоамилазой и амилосубтилином. После этого в разгонных колоннах проводится брагоректификация с отделением спирта. Широко распространённый способ промышленного получения биоэтанола.
  3. Гидролизное производство. По сути, это изготовление спирта из предварительно гидролизованного целлюлозосодержащего сырья путём промышленного брожения. Используется в основном в России и других странах постсоветского пространства.

В настоящее время мировой объём производства биоэтанола, по разным оценкам, несколько недотягивает до 100 миллионов тонн в год.

Биоэтанол. Цена за литр

Стоимость производства биоэтанола за 1 литр зависит от нескольких факторов.

  1. Изначальная себестоимость выращенного для переработки сырья.
  2. Эффективность используемого сырья (технология производства и соотношение получаемого биоэтанола к количеству задействованного сырья).
  3. Логистика производства (чем ближе к плантациям с сырьём расположены перерабатывающие предприятия, тем дешевле изготовление, так как транспортные расходы в случае с этим типом топлива играют более весомую роль, чем при производстве нефтяных бензинов).
  4. Затраты на само производство (технологичность оборудования, оплата труда работников, энергетические расходы).

Поэтому в различных странах стоимость производства 1 литра биоэтанола разнится. Приведём себестоимость этого топлива за литр в некоторых странах мира:

  • США – $0,3;
  • Бразилия – $0,2;
  • в общем по Европейским производителям – около $0,5;

Для сравнения: средняя себестоимость производства бензина составляет примерно от $0,5 до $0,8 за литр, если не брать в расчёт страны-экспортеры сырой нефти, наподобие Саудовской Аравии или Венесуэлы, где литр бензина стоит дешевле литра воды.

Биоэтанол Е85

Пожалуй, львиную долю среди всех типов топлива, содержащих биоэтанол, занимает марка Е85. Этот тип топлива на 85 % состоит из биоэтанола и на 15 % из обычного нефтяного бензина.

Подобное топливо подходит только в специально разработанные автомобили, способные работать на биотопливе. Их обычно маркируют как Flex-fuel автомобили.

Биоэтанол Е85 широко распространён в Бразилии, встречается и в США. В Европе и Азии чаще встречаются марки Е5, Е7 и Е10 с содержанием биоэтанола 5, 7 и 10 процентов соответственно. Остальной объём в этих топливных смесях традиционно отводится на обычный бензин. Также в последнее время набирает популярность топливо Е40 с 40-процентным содержанием биоэтанола.

//www.youtube.com/watch?v=NbHaM5IReEo

Преимущества и недостатки биоэтанола

Сначала рассмотрим преимущества биоэтанола.

  1. Относительная дешевизна производства. Это при условии, что в стране-изготовителе нет собственных, обильных запасов нефти, и развита индустрия растениеводства. Например, Бразилия, в которой собственных запасов нефти в масштабах страны немного, но есть развитое сельское хозяйство и благоприятный климат, гораздо выгоднее делать топливо на основе биоэтанола.
  2. Экологичность выхлопов. Чистый биоэтанол при сгорании выделяет только воду и углекислый газ. Никаких тяжёлых углеводородов, сажевых частиц, угарного газа, серо- и фосфорсодержащих компонентов при работе мотора на биоэтаноле в атмосферу не выбрасывается. По комплексной оценке (с учётом всех оцениваемых параметров по стандарту ЕВРО), чистота выхлопов оказалась в 8 раз выше у двигателей, работающих на биоэтаноле.
  3. Возобновляемость. Если запасы нефти конечны (доказанный на сегодня факт: теории о регенеративной природе нефти как выбросов из недр Земли отвергнуты мировым научным сообществом), то производство биоэтанола зависит только от урожайности плантаций.
  4. Более низкое потребление топлива. В среднем при езде на биоэтаноле, при правильно настроенной топливной системе, в объёмном соотношении экономится до 15 % топлива. Условно, вместо 10 литров бензина автомобиль на 100 км пути израсходует только 8,5 литров биоэтанола.

Недостатки у этого типа топлива, особенно по отношению к имеющемуся парку автомобилей, в настоящий момент существенны.

  1. Перерасход биоэтанола в авто, у которого ЭБУ не имеет настроек под работу на биотопливе. И в целом часто наблюдается низкая эффективность работы мотора, не рассчитанного на растительное топливо. Дело в том, что энергетическая плотность и необходимое объёмное соотношение воздуха и топлива у биоэтанола отличается от бензина. Это и приводит к нестабильной работе двигателя.
  2. Разрушение резиновых и пластиковых уплотнителей. Свойства резины и пластика, которые позволяют этим материалам быть практически нейтральными по отношению к нефтяным энергоносителям, не могут обеспечить химическую стойкость к этанолу. И уплотнители, которые десятилетиями выдерживают взаимодействие с бензином, за считанные месяцы разрушаются при постоянном контакте со спиртом.
  3. Быстрый выход из строя двигателя, не предназначенного для езды на биоэтаноле. Как следствие двух предыдущих пунктов.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать такой вывод: биоэтанол станет отличной альтернативой обычным бензинам, если автомобиль рассчитан на этот вид топлива.

avtozhidkost.ru

Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *