Тест и сравнение высокотоковых аккумуляторов 18650
- Цена: €2.55-€5.25
В этом обзоре я постараюсь сравнить несколько высокотоковых литиевых аккумуляторов типоразмера 18650. Но основной упор буду делать на возможность выдачи тока 35А. Также при этом буду контролировать просадку напряжения на батарее.
Начну я с небольшого введения, в котором расскажу о проведении испытаний.
1. Замеры емкости будут проводиться при помощи зарядного устройства Imax B6. К сожалению, с компьютером я его подружить не смог, поэтому придется обойтись без красивых графиков, но этот недостаток я постараюсь компенсировать количеством тестов.
2. Для измерения отдаваемого тока я буду использовать электронную сигарету и токовый шунт 75ШСМ 50А, включенный в разрыв между двумя аккумуляторами. В качестве нагрузки будет использоваться атомайзер электронной сигареты. Небольшое пояснение: упрощенно можно сказать, что атомайзер представляет собой катушку проволоки с сопротивлением 0,15Ом. Спираль атомайзера изготовлена из Кантала*. Измеренное мною сопротивление шунта составило 1,52мОм.
На картинках буду приводить значение падения напряжения на шунте и для удобства буду сразу его пересчитывать в ток.
Одновременно с замером тока буду показывать просадку напряжения на одном из аккумуляторов. Для этого я немного модифицировал бокс-мод электронной сигареты. К отрицательному полюсу батарейного отсека бокс-мода я подсоединил проводок, который вывел наружу, чтобы к нему можно было подключить мультиметр. Упрощенную схему можно увидеть на рисунке ниже. Перед проведением замеров напряжений и токов я полностью зарядил аккумулятор.
3. Также я замерю внутренне динамическое сопротивление аккумуляторов. Измерения буду проводить при помощи зарядного устройства BT-C3100. При измерении буду следовать рекомендациям, которые даются в документации на устройство. «Поскольку внутренне сопротивление аккумулятора очень мало, то погрешность в его измерения могут вносить контакты, между которыми зажимается аккумулятор. Для более точного измерения рекомендуется дополнительно чем-то прижимать контакты на время проведения измерений» Разумеется точность измерений при таком способе будет не высока, но это поможет дать более подробную картину о характеристиках аккумул
mysku.me
Внутреннее сопротивление аккумулятора — как определить правильное сопротивление
Любой электрический приемник обладает внутренним сопротивлением. Понятие включает омическое сопротивление и сопротивление поляризации, зависит от материалов изготовления внутренних конструкций, свойств электролита, состояния токопроводов. Внутреннее сопротивление аккумулятора – величина переменная, зависит от температуры, степени сульфатации, состояния клемм и контактов внутри корпуса АКБ. Норма определяется экстраполированием разрядной кривой. Абстрактная величина внутреннего сопротивления в расчетах не используется.
Внутреннее сопротивление автомобильного аккумулятора
Разберем, как измерить внутреннее сопротивление стартовых кислотных аккумуляторов. Используем галогеновую автомобильную лампу мощностью 60 Вт, силой тока 5 А в качестве сопротивления с известными параметрами. При условии, что потери на внутреннее сопротивление не должны превышать 1 %, проведем замеры.
Параллельно аккумулятору нужно подключить вольтметр и лампу. Записать напряжение. Отключить лампу, записать напряжение. Сопротивление лампы в 5А должно создать потерю напряжения 0,05 В при токе в 100 А. ( 1В*5А/100А)
Если при замерах сопротивление увеличилось до 0,05 В, аккумулятор исправен. Величина больше 0,2 В показывает, в аккумуляторе велико внутреннее сопротивление, нужно искать причину.
Измерение внутреннего измерения свинцового аккумулятора мало изменяется от конструктивных элементов , отрицательных электродов и губчатого свинца. А вот активная замазка и положительный электрод оказывают сопротивление прохождению тока в 10 тысяч раз большее. С повышением степени сульфатирования, усиливается сопротивление, при постоянном напряжении падает сила тока. При получении зарядного тока кристаллы разрушаются, сопротивление уменьшается.
Важно, что прямое воздействие на внутреннее сопротивление оказывает температура электролита. При замерзании электролита он работает, как изолятор. Идеально электролитическая реакция идет при 15 0 С и плотности электролита 1,25 г/см3. Повышение температуры также негативно сказывается на проходимости заряда-разряда в аккумуляторе автомобиля. Каким должно быть внутреннее сопротивление в рассматриваемый момент зависит от температуры и степени заряда аккумулятора.
Отдельно нужно рассмотреть сопротивление сепаратора – прокладки между положительной и отрицательной пластиной. Она не является препятствием для движения диссациированной массы электролита, но создает сопротивление поляризации. На поверхности создается двойной электрический слой, являющийся препятствием к прохождению заряда.
Свойство стартерных аккумуляторов накапливать и отдавать большой ток, обусловлено низким внутренним сопротивлением этого вида аккумуляторов. Показатель также зависит от частоты питающего тока.
Норма внутреннего сопротивления нового аккумулятора составляет 0,005 Ом при температуре 15-20 0 С, но с момента эксплуатации величина неуклонно растет. Какое состояние устройства в текущий момент можно определить с помощью нагрузочной вилки.
Внутреннее сопротивление автомобильного аккумулятора – таблица
От внутреннего сопротивления каждого свинцового аккумулятора и батареи зависят технические характеристики импульсная сила тока и время отдачи энергии. Определить параметр приблизительно можно, используя инструмент – нагрузочную вилку.
Однако есть и другие способы – косвенные. Кривые зависимости температуры электролита и сопротивления, график повышения сопротивления в зависимости от степени заряда аккумулятора. Этот показатель можно определить по плотности электролита или напряжению. Поэтому нет таблиц, проверить внутреннее сопротивление можно как по графикам, так по косвенным характеристикам. При этом следует учитывать, что частота тока оказывает на сопротивление большое влияние. В бытовом анализе используют таблицы для тока в 50Гц.
Чаще всего, как измеритель внутреннего сопротивления аккумуляторов, используют нагрузочную вилку. Можно применить программу измерения в универсальном заряднике Аймакс Б6.
Внутреннее сопротивление аккумулятора 18650
Аккумулятор форм фактор 18650 представляет цилиндр, в котором спиралью свернуты банки, состоящие из пар лент с разными полюсами, разделенные сепараторами. Внутренняя начинка может быть никель-кадмиевой, металлогидридной или литий-ионной. В зависимости от активной пары аккумуляторы имеют разную емкость и разность потенциалов на клеммах.
Какое должно быть внутреннее сопротивление в аккумуляторах 18650 литий-ионного типа? Меняется ли сопротивление с потерей емкости. Все это можно определить, составив схему для измерения.
Ra – активное сопротивление 18650
Cдв – емкость двойного электрического слоя
R0 – сопротивление переноса заряда на границе электролит-электрон
Zw – диффузионный импеданс Варбурга
При этом измерение производится током в 1000 Гц, согласно международным стандартам. Связано это с устройством аккумулятора, который является одновременно конденсатором и резистором. Стандартное внутреннее сопротивление новых литиевых аккумуляторов 18650 около 100мОм. Это норма. Со временем аккумулятор неизбежно теряет емкость, внутреннее сопротивление возрастает.
Видео
Предлагаем посмотреть видео материал о том, как практически измеряют внутреннее сопротивление специальным прибором.
batts.pro
Небольшой обзор трех разных 18650 аккумуляторов
Ниже под катом сравнение трех разных аккомов 18650. И если Sanyo 2600 иPanasonic 3400 уже были рассмотрены, то Sony 2600 является довольно редкой птицей, заслуживающей более пристального внимания.
Итак.
Графиков не будет, зато будет честная емкость на разряде.
Панас и Саньо — свежие, только прибыли. Сони же был заказан еще год назад и успешно работал. Посмотрим как отразился этот период на емкости аккома.
Сначала вес и рост
Благодаря плате защиты Панас на пару миллиметров длиннее своих менее емких кузенов. Как обычно, этой мизерной разницы оказывается достаточно чтобы он уже не входил в павербанки, предназначенные для незащищенных акомов (по крайней мере, без допила)
Оценка проводилась на Opus второй ревизии. В режиме Charge test она максимально заряжает банку, потом разряжает и меряет отданное, потом снова заряжает. Оценка емкости на разряде является более корректной.
Вот, что имеем. Как видно, год работы никак не отразился на емкости Sony.
Касаемо Panasonic отдельно отмечу вот что. Хотя именно у этой банки емкость оказалась немного меньше номинальной, но у остальных 3х таких же банок из комплекта она оказалась вполне нормально. у кого-то даже выше. Предполагаю, это обычная ситуация с разбросом в пределах статпогрешности.
В ражиме quick test показывается сопротивление банки. Чем оно выше, тем хуже. В нашем случае, все в пределах нормы.
Sony видел еще на БИКе, но почти на доллар дороже. С учетом пойнтов, этот неплохой акком вполне можно взять на Gearbest бакса за 3.5.
мой субьективный итог — аккомы честные, своих денег стоят.
Кошка «Кошка» тоже решила проверить соответствие аккомов на какие-то свои кошачьи параметры
mysku.ru
Сравнение, технические характеристики и тест высокотоковых аккумуляторов с Алиэкспресс Sony Konion US18650VTC6, Samsung INR18650, Sanyo UR18650NSX, LG ICR18650-HE4: нормы внутреннего сопротивления, ми
В этом обзоре я постараюсь сравнить несколько высокотоковых литиевых аккумуляторов типоразмера 18650. Но основной упор буду делать на возможность выдачи тока 35А. Также при этом буду контролировать просадку напряжения на батарее.Начну я с небольшого введения, в котором расскажу о проведении испытаний.
1. Замеры емкости будут проводиться при помощи зарядного устройства Imax B6. К сожалению, с компьютером я его подружить не смог, поэтому придется обойтись без красивых графиков, но этот недостаток я постараюсь компенсировать количеством тестов.
2. Для измерения отдаваемого тока я буду использовать электронную сигарету и токовый шунт 75ШСМ 50А, включенный в разрыв между двумя аккумуляторами. В качестве нагрузки будет использоваться атомайзер электронной сигареты. Небольшое пояснение: упрощенно можно сказать, что атомайзер представляет собой катушку проволоки с сопротивлением 0,15Ом. Спираль атомайзера изготовлена из Кантала*. Измеренное мною сопротивление шунта составило 1,52мОм.
На картинках буду приводить значение падения напряжения на шунте и для удобства буду сразу его пересчитывать в ток.
Одновременно с замером тока буду показывать просадку напряжения на одном из аккумуляторов. Для этого я немного модифицировал бокс-мод электронной сигареты. К отрицательному полюсу батарейного отсека бокс-мода я подсоединил проводок, который вывел наружу, чтобы к нему можно было подключить мультиметр. Упрощенную схему можно увидеть на рисунке ниже. Перед проведением замеров напряжений и токов я полностью зарядил аккумулятор.
3. Также я замерю внутренне динамическое сопротивление аккумуляторов. Измерения буду проводить при помощи зарядного устройства BT-C3100. При измерении буду следовать рекомендациям, которые даются в документации на устройство. «Поскольку внутренне сопротивление аккумулятора очень мало, то погрешность в его измерения могут вносить контакты, между которыми зажимается аккумулятор. Для более точного измерения рекомендуется дополнительно чем-то прижимать контакты на время проведения измерений» Разумеется точность измерений при таком способе будет не высока, но это поможет дать более подробную картину о характеристиках аккумуляторов.
*Кантал – сплав на основе железа, включающий в себя также Хром, Алюминий, Кремний и Марганец. Является торговой маркой, принадлежащей компании Sandvic, у остальных производителей этот материал называется Фехраль. Применяется для изготовления нагревательных элементов мощных электронагревательных устройств промышленных и технологических печей, пуско-тормозных резисторов электровозов, моторвагонного подвижного состава, в электронных сигаретах в качестве нагревательного элемента. Более подробно про этот материал можно узнать тут: wiki
Все аккумуляторы из обзора не имеют защитной платы. Поэтому при их эксплуатации следует придерживаться нескольких правил.
1. Не допускать короткого замыкания.
2. Не допускать глубокого разряда ниже 2,5В. Т.е. с осторожностью использовать в устройствах, где может происходить неконтролируемый разряд аккумулятора, к примеру, в фонарях.
3. Не перезаряжать выше допустимого уровня напряжения. Для батарей из этого обзора это 4,2В.
4. В ходе эксплуатации не допускать превышения температуры, оговоренной в документации на конкретный вид батарей.
5. Придерживаться рекомендаций по температуре хранения.
Информацию в обзоре буду давать следующим образом. Сначала буду давать основные характеристики батарей, затем буду приводить фото батареи +габариты + вес батареи. Для того, чтобы указанные мною данные можно было проверить или уточнить ещё какие-либо параметры, буду приводить таблицу с характеристиками батареи. Затем буду немного рассказывать о проведенных процессах заряда/разряда и по возможности буду сводить полученные данные в таблицу.
Также в таблице буду давать кроме измеренного значения емкости еще и ожидаемое значение, которое должно будет получиться согласно графику разряда, который приводится в большинстве документаций на батареи. Далее буду приводить этот самый график разряда, на который буду наносить точки, соответствующие полученным значениям емкости.
В спойлер буду класть фотографии измеренных мною значений емкости, дабы не возникло предположений о выдумывании мною, указанных в обзоре значений. Также в этот спойлер буду класть фотографии с измеренным значением внутреннего сопротивления батареи.
Далее я буду приводить фотографию со значением падения напряжения на шунте, при измерении отдаваемого тока и как я уже говорил выше, буду сразу это значение пересчитывать в ток. Иногда максимальное значение тока и максимальная просадка напряжения совпадают во времени, а иногда проявляются с небольшим сдвигом друг относительно друга. Поэтому, когда эти два события не будут совпадать во времени, я буду приводить две фотографии одну с максимальным значением тока, вторую с максимальной просадкой напряжения. Пересчет падения напряжения на шунте в ток буду проводить для случая максимального тока. Также я буду приводить на фотографии значение напряжения на аккумуляторе. А чтобы я никого не обманул своими выводами и картинками в конце обзора я приведу видео, в котором продемонстрирую описанный эксперимент по замеру тока и падения напряжения на аккумуляторе.
Что касается измерений внутреннего сопротивления с помощью зарядного устройства BT-C3100, то результаты измерений я положу в спойлер. Далее, чтобы не загромождать обзор, значение внутреннего сопротивления буду просто указывать с остальными характеристиками батареи.
Внутренние сопротивления батарей
Вот вкратце и все тесты, результаты которых, я хотел бы показать в этом обзоре. Давайте начнем.
1. Sony Konion US18650VTC6 3120mAh — 30A.
Ссылка на батареи: https://ru.nkon.nl/sony-us18650vtc6.html
Основные характеристики:
Стандартный зарядный ток: 3 A
Максимальный ток при ускоренном заряде: 5А/6А
Напряжение окончания заряда: 4.2V
Напряжение окончания разряда: 2.0V
Максимальный непрерывный ток: 30A
Номинальное напряжение: 3.6V
Минимальная заявленная ёмкость при разрядке током 0.2C: 3000mAh
Рабочая температура при заряде/разряде: -0…+60C/-20…+60C
Внутреннее сопротивление батареи, заявленное/измеренное: 8-18мОм/ 38мОм
Таблица с характеристиками этих батарей из документации:
До начала эксперимента батарея была немного разряжена, я зарядил её до уровня 4,2В, согласно документации и затем разрядил.
Номинальная емкость в 3120мАч заявлена для случая разряда током 0,2С, т.е. 0,624А при разряде до 2,0В.
Мое разрядное устройство позволяет разряжать батареи до уровня 3,0В, в любом случае разряд до 2В может оказаться губительным для батареи и большинство устройств, работающих от подобного рода батарей блокируют работу устройства на некотором уровне напряжения. Поэтому я разрядил батарею током 0,6А до напряжения 3В. Согласно графику из документации на батарею, при подобном методе разряда я должен был получить емкость примерно 2750мАч, вместо этого я получил значение 2219мАч. Время разряда составило 382 минуты.
Затем я зарядил батарею до уровня 4,2В. Согласно документации на батарею я выбрал ток заряда, равный 3А. При этом емкость составила 2977мАч. Затем я снова разрядил батарею до уровня 3В. Ток разряда я выбрал максимальный, который может обеспечить Imax B6 – 2А. При этом емкость батареи составила 2718мАч, время разряда 141 минута.
Для наглядности результаты измерений свел в таблицу:
Точки я отметил на следующем графике, взятом из документации на батарею. Точка слева — полученное значение емкости, точка справа — ожидаемое значение емкости.
Измерения емкости
Согласно документации, максимальный продолжительный разрядный ток батареи может достигать 30А. Это я проверю методом, описанном в начале обзора. Из следующей картинки видим, что максимальное падение напряжения на шунте составило 53,4мВ, следовательно, поделив это значение на сопротивление шунта (1,52мОм), получим максимальное значение разрядного тока. Оно составило 35,1А. При этом напряжение на аккумуляторе просело до 3,4В. Видим, что батарея обеспечивает заявленное значение разрядного тока.
Слева от первой красной полосы максимальная просадка напряжения, затем между двух красных полос максимальное падение напряжения на шунте и справа от второй красной полосы напряжение, если так можно сказать, «холостого хода» аккумулятора. По факту это напряжение, замеренное с учетом небольшого потребления мозгов электронной сигареты. Для упрощения, далее в обзоре я буду называть это значение напряжения, «напряжением покоя». В данном случае оно составило 4,13В.
2. Sony Konion US18650VTC5A 2600mAh — 35A
Ссылка на батарею: https://ru.nkon.nl/sony-us18650vtc5a-flat-top.html
Основные характеристики:
Стандартный зарядный ток: 2.5A
Максимальный ток при ускоренном заряде: 6А
Напряжение окончания заряда: 4.2V
Напряжение окончания разряда: 2.0V
Максимальный непрерывный ток: 35A
Номинальное напряжение: 3.6V
Минимальная заявленная ёмкость при разрядке током 0.2C: 2500mAh
Рабочая температура при заряде/разряде: -0…+60C/-20…+60C
Внутреннее сопротивление батареи, заявленное/измеренное: 7-15мОм/ 31мОм
Таблица с характеристиками батарей из документации:
Таблица с характеристиками этих батарей:
Измерения емкости
Ожидаемая емкость, согласно графику ниже должна была составить примерно 2380мАч. Черная точка слева соответствует полученному значению емкости 2283мАч, черная точка справа соответствует ожидаемому значению емкости 2380мАч. Также согласно этому графику я должен был получить емкость примерно 2400мАч, при разряде током 0,5А.
Согласно документации, максимальный продолжительный разрядный ток батареи может достигать 35А. Из следующей картинки видим, что максимальное падение напряжения на шунте составило 52,2мВ, следовательно, поделив это значение на сопротивление шунта (1,52мОм), получим максимальное значение разрядного тока. Оно составило 34,3А. При этом напряжение на аккумуляторе просело до 3,43В. Видим, что батарея обеспечивает заявленное значение разрядного тока. Напряжение покоя составило 4,12В.
3. Sony Konion US18650VTC5 2600mAh — 30A
Ссылка на батарею: https://ru.nkon.nl/sony-us18650vtc5-flat-top.html
Основные характеристики:
Стандартный зарядный ток: 2,5A
Максимальный ток при ускоренном заряде: 4А
Напряжение окончания заряда: 4.2V
Напряжение окончания разряда: 2.0V
Максимальный непрерывный ток: 30A
Номинальное напряжение: 3.6V
Минимальная заявленная ёмкость при разрядке током 0.2C: 2500mAh
Рабочая температура при заряде/разряде: -0…+60C/-20…+60C
Внутреннее сопротивление батареи, заявленное/измеренное: 8-18мОм/ 34мОм
Таблица с характеристиками батарей из документации:
Когда я искал документацию на данную батарею, я наткнулся на один интересный документ, который называется «Как отличить поддельные US18650VTC5». Вкратце там сказано, что стоит обратить внимание на то, что на оригинальных батареях Sony под положительным контактом на корпус нанесены два колечка. И на картинке приведено, как расстояние между этим колечками отличается к примеру, от батареи Samsung INR18650-25R. На картинке ниже это отличие обведено в красный прямоугольник. От себя отмечу, что данная отличительная черта характерна только для моделей VTC4, VTC5, VTC5A, а на VTC6 нижнее кольцо расположено немного ниже, чем у его собратьев, к тому же нижнее кольцо более широкое. Верхнее кольцо у версии VTC6 без аналогично предыдущим, описанным выше версиям. Также в документе говорится, то положительный контакт тоже имеет небольшие отличия.
Я зарядил батарею до 4,2В, затем разрядил током 0,5А. Время разряда 413минут. Полученная емкость 2421мАч. Для наглядности я свел в таблицу полученные данные. Ожидаемое значение емкости я получил из графика разряда, который привел ниже таблицы.
Измерения емкости
На следующем графике я отметил точками полученные мною значения емкости. Черной точкой слева обозначено полученное мною значение емкости при разряде током 0,5А. Черной точкой справа обозначено полученное мною значение емкости при разряде током 2А.
Согласно документации, максимальный продолжительный разрядный ток батареи может достигать 30А. Из следующей картинки видим, что максимальное падение напряжения на шунте составило 53,8мВ, следовательно, поделив это значение на сопротивление шунта (1,52мОм), получим максимальное значение разрядного тока. Оно составило 35,4А. При этом напряжение на аккумуляторе просело до 3,3В. Видим, что батарея обеспечивает заявленное значение разрядного тока. Напряжение покоя 4,14В.
4. Sanyo UR18650NSX 2500mAh – 20A
Ссылка на батарею: https://ru.nkon.nl/sanyo-ur18650nsx.html
Основные характеристики:
Стандартный зарядный ток: 1.75A
Напряжение окончания заряда: 4.2V
Напряжение окончания разряда: 2.5V
Максимальный непрерывный ток: 20A
Номинальное напряжение: 3.6V
Минимальная заявленная ёмкость при разрядке током 0.2C: 2500mAh
Рабочая температура при заряде/разряде: 10…+45C/-20…+60C
Внутреннее сопротивление батареи, заявленное/измеренное: <35мОм/40мОм
Таблица с характеристиками батарей из документации:
Как и во всех тестах, вначале я зарядил батарею до уровня напряжения 4,2В, все последующие действия отражены в следующей таблице.
Измерения емкости
На следующем графике я отмечу точку, соответствующую полученному значению емкости при разряде током 2А. Согласно этому же графику получить я должен был несколько большее значение. Черной линии соответствует процесс разряда током 2,5А, я же разряжаю двумя амперами, но думаю, что расхождение в значениях должно быть не большим.
Согласно документации, максимальный продолжительный разрядный ток батареи может достигать 20А. Из следующей картинки видим, что максимальное падение напряжения на шунте составило 53,8мВ, следовательно, поделив это значение на сопротивление шунта (1,52мОм), получим максимальное значение разрядного тока. Оно составило 35,4А. При этом напряжение на аккумуляторе просело до 3,27В. Видим, что батарея обеспечивает заявленное значение разрядного тока. Разрядный ток достиг того же значения, что и у прошлой батареи VTC5, но напряжение здесь просело до 3,27, а в прошлом эксперименте до 3,30. В этом эксперименте напряжение покоя составило 4.12В, а в прошлом 4,14В, и еще 0,1В можно списать на погрешности измерений, получаются одинаковые показания.
5. LG INR18650-HG2 3000mAh – 20A
Ссылка на батарею: https://ru.nkon.nl/lg-18650-hg2.html
Основные характеристики:
Стандартный зарядный ток: 1.5A
Максимальный ток при ускоренном заряде: 4А
Напряжение окончания заряда: 4.2V
Напряжение окончания разряда: 2.5V
Максимальный непрерывный ток: 20A
Номинальное напряжение: 3.6V
Минимальная заявленная ёмкость при разрядке током 0.2C: 3000mAh
Рабочая температура при заряде/разряде: 0…+50/-20…+75C
Внутреннее сопротивление батареи, заявленное/измеренное: 20мОм/39мОм
Таблица с характеристиками батарей из документации:
Внешний вид данной батареи отличается от остальных наличием на её корпусе предупредительной надписи.
Перевод написанного: Использовать только для изготовителей аккумуляторных батарей. Интернет продажи, продажи отдельным потребителям или продажи для электронных сигарет строго запрещены.
На всякий случай напишу английский текст, вдруг кто-то сможет перевести более красивым языком. Use for battery pack maker(s)/ system intergrator(s) only. On-line a-commerce sales, sales to individual consumers, or sales for e-cigarette us are strictly prohibited.
Результаты замеров емкости в таблице ниже. Как обычно перед началом эксперимента батарея была заряжена до 4,2В.
Измерения емкости
На следующе графике я отметил жирной черной точкой полученное значение емкости при разряде батареи током 0,6А, согласно этому же графику оно должно было составить примерно 2850мАч. Маленькой черной точкой я отметил примерное значение емкости, которое должно было бы получиться при разряде током 2А. Получилось ожидаемое значение 2790мАч, а получил я 2664мАч (очень близко).
На следующе графике я отметил жирной черной точкой полученное значение емкости при разряде батареи током 0,6А, согласно этому же графику оно должно было составить примерно 2850мАч. Маленькой черной точкой я отметил примерное значение емкости, которое должно было бы получиться при разряде током 2А. Получилось ожидаемое значение 2790мАч, а получил я 2664мАч (очень близко).
6. LG ICR18650-HE4 2500mAh — 20A
Ссылка на батарею: https://ru.nkon.nl/icr18650he4-2500mah.html
Основные характеристики:
Стандартный зарядный ток: 1.25A
Максимальный ток при ускоренном заряде: 4А
Напряжение окончания заряда: 4.2V
Напряжение окончания разряда: 2.5V
Максимальный непрерывный ток: 20A
Номинальное напряжение: 3.6V
Минимальная заявленная ёмкость при разрядке током 0.2C: 2500mAh
Рабочая температура при заряде/разряде: 0…+50/-20…+75C
Внутреннее сопротивление батареи, заявленное/измеренное: 20мОм/32мОм
Таблица с характеристиками батарей из документации:
Результаты замеров емкости при заряде и разряде различными токами в таблице ниже. Как обычно перед началом эксперимента батарея была заряжена до 4,2В.
Измерения емкости
Согласно документации, максимальный продолжительный разрядный ток батареи может достигать 20А. Из следующей картинки видим, что максимальное падение напряжения на шунте составило 54,1мВ, следовательно, поделив это значение на сопротивление шунта (1,52мОм), получим максимальное значение разрядного тока. Оно составило 35,6А. При этом напряжение на аккумуляторе просело до 3,28В. Видим, что батарея обеспечивает заявленное значение разрядного тока. Напряжение покоя составило 4,17В, так же как и у прошлой батареи.
7. Samsung INR18650-30Q 3000mAh — 15A
Ссылка на батареи: https://ru.nkon.nl/samsung-inr-18650-30q-3000mah.html
Основные характеристики:
Стандартный зарядный ток: 1.5A
Максимальный ток при ускоренном заряде: 4А
Напряжение окончания заряда: 4.2V
Напряжение окончания разряда: 2.5V
Максимальный непрерывный ток:15
Номинальное напряжение: 3.6V
Минимальная заявленная ёмкость при разрядке током 0.2C: 2900mAh
Рабочая температура при заряде/разряде: 0…+50/-20…+75C
Внутреннее сопротивление батареи, заявленное/измеренное: 26мОм/36мОм
Таблица с характеристиками батарей из документации:
Хочется отметить, что у Samsung и у Sony наиболее подробная документация. К тому же документацию этих производителей легко найти в интернете. На желтые батареи LG и красные Sanyo документацию нашел с трудом.
Вернемся к тестам. Батареи были дозаряжены до 4,2В и проделанные далее измерения были занесены в таблицу.
Измерения емкости
Далее на графике большой черной точкой я отметил полученное значение емкости, и маленькой черной точкой я отметил ожидаемое значение емкости, оно составило примерно 2680мАч.
Согласно документации, максимальный продолжительный разрядный ток батареи может достигать 15А. Из следующей картинки видим, что максимальное падение напряжения на шунте составило 54,3мВ, следовательно, поделив это значение на сопротивление шунта (1,52мОм), получим максимальное значение разрядного тока. Оно составило 35,7А. При этом напряжение на аккумуляторе просело до 3,24В. Видим, что батарея обеспечивает заявленное значение разрядного тока и даже превышает его. Напряжение покоя составило 4,15В. Немного о превышении разрядного тока. Бокс-мод видимо контролирует падение напряжения и не дает разрядить батарею, если та не способна выдать требуемый ток. Я конечно точно не скажу, как именно бокс-мод определяет, что батарея может, а что нет, но с батареи ICR18650-26FU я на данном бокс-моде смог выжать 22,5А при максимальном токе батареи 5,2А. Я не говорю, что так делать хорошо, просто хочу сказать что разрядить батарею большим током бокс-мод не позволил.
8. Samsung INR18650-25R 2500mAh — 20A
Ссылка на батареи: https://ru.nkon.nl/samsung-18650-inr18650-25r.html
Основные характеристики:
Стандартный зарядный ток: 1.25A
Максимальный ток при ускоренном заряде: 4А
Напряжение окончания заряда: 4.2V
Напряжение окончания разряда: 2.5V
Максимальный непрерывный ток: 20А
Номинальное напряжение: 3.6V
Минимальная заявленная ёмкость при разрядке током 0.2C: 2450mAh
Рабочая температура при заряде/разряде: 0…+50/-20…+75C
Внутреннее сопротивление батареи, заявленное/измеренное: 18мОм/31мОм
Таблица с характеристиками батарей из документации:
Как обычно батареи были дозаряжены до 4,2В и проделанные далее измерения были занесены в таблицу.
Измерения емкости
На следующем графике я отметил большой черной точкой значение емкости, которое я получил при разряде батареи током 1C, второй черной точкой, той, что поменьше отмечено ожидаемое значение емкости, оно составило примерно 2415мАч.
Согласно документации, максимальный продолжительный разрядный ток батареи может достигать 20А. Из следующей картинки видим, что максимальное падение напряжения на шунте составило 53,0мВ, следовательно, поделив это значение на сопротивление шунта (1,52мОм), получим максимальное значение разрядного тока. Оно составило 34,8А. При этом напряжение на аккумуляторе просело до 3,22В. Видим, что батарея обеспечивает заявленное значение разрядного тока и даже превышает его. Напряжение покоя составило 4,13В.
Для того, чтобы убедиться в достоверности моих измерений при замерах максимального разрядного тока и измерении просадки напряжения на аккумуляторе я приведу видео, в котором можно будет увидеть как происходили измерения, также при желании можно будет сравнить значения, с теми, что я привел в обзоре.
Итоги.
Чтобы как то подытожить все написанное выше, я приведу таблицу с основными параметрами и сделаю по ней несколько выводов.
Выводы:
1. Все батареи обеспечивают заявленные в документации значения разрядных токов.
2. Заявленные емкости батарей примерно совпадают с полученными мною. Разницу в полученных и заявленных значениях можно списать на недочеты при проведении тестов и погрешность моего оборудования.
3. Самая высокотоковая батарея (Согласно заявленному в документации току): Sony Konion US18650VTC5A
4. Самая выгодная для покупки батарея емкостью 2500: LG ICR18650-HE4
5. Самая выгодная для покупки батарея емкостью 3000: LG INR18650-HG2
На этом у меня всё.
Надеюсь мой обзор был полезен.
Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.
mysku.ru
Измеритель внутреннего сопротивления аккумулятора
Эксплуатация цифрового фотоаппарата с никель — кадмиевыми и никель — металлогидридными щелочными герметичными цилиндрическими аккумуляторами типоразмера АА подтолкнула меня к осознанию необходимости изготовления устройства для определения внутреннего сопротивления аккумулятора. В цифровом фотоаппарате аккумулятор работает при достаточно больших токах разряда – 300 – 600 мА. Практикой определено, что автоматика цифровых фотоаппаратов некорректно определяет остаточную ёмкость аккумулятора и выключает фотоаппарат. А аккумуляторы, вынутые из фотоаппарата, ещё приходится разряжать в менее привередливых устройствах: в фонариках, игрушках, плеерах.
Определение внутреннего сопротивления аккумулятора, надеюсь, мне даст возможность определять на практике пригодность конкретного аккумулятора к работе в цифровом фотоаппарате. Реклама в этом вопросе оказалась плохим подсказчиком, если еще учесть, что электродвижущая сила никель — кадмиевых аккумуляторов равна 1,2 вольта, а электродвижущая сила никель — металлогидридного аккумуляторов равна 1,25 вольта ( по данным Википедии ).
Методологию измерения внутреннего сопротивления аккумуляторов я в основном использовал из документа – Гост Р МЭК 60285-2002 «Аккумуляторы никель — кадмиевыми герметичные цилиндрические».
Я использовал сопротивление 12 Ом. Собрал из них и тумблера 2 разрядные цепи. Разрядные токи получились около 100 мА, 300 мА. Для измерения напряжения на сопротивлениях я использовал мультиметр APPA93N на диапазоне 2 Вольта. Собирал схему из того, что было. Резисторов меньшего сопротивления я не нашел. Корпус я использовал от старого микрокалькулятора. Сопротивление я установил на кусок макетной платы. Опытным путем выяснил, что для оценки качества источников питания лучше увеличить токи разряда.
Схема измерителя внутреннего сопротивления никель — кадмиевых, никель — металлогидридных щелочных герметичных цилиндрических аккумуляторов и щелочных батареек типоразмера АА:
Готовый измеритель внутреннего сопротивления никель — кадмиевых, никель — металлогидридных щелочных герметичных цилиндрических аккумуляторов и щелочных батареек типоразмера АА:
Первое испытание никель — металлогидридными щелочными герметичными цилиндрическими аккумуляторами типоразмера АА фирмы Pleomax ёмкостью 2300 мАч. Напряжение (U1) на аккумуляторе, нагруженном на резисторе 12 Ом, составило 1,271 Вольта. Используя закон Ома, определяем силу тока в цепи (I1) . Сила тока равна 0,105917 Ампера или 105,917 мА. Переключаем тумблер. Напряжение (U2) на аккумуляторе, нагруженном на резисторе 4 Ом, составило 1,175 Вольта. Используя закон Ома, определяем силу тока в цепи (I2). Сила тока равна 0,29375 Ампера или 293,75 мА. Используя формулу для определения внутреннего сопротивления аккумулятора из Госта Р МЭК 60285-2002 «Аккумуляторы никель — кадмиевыми герметичные цилиндрические» ( Uвн=U1-U2/I2-I1), рассчитываем его – 0,511 Ом. Расчеты я автоматизировал. Для этого создал файл Wicrosoft Exel – расчеты.xlsx.
Расчеты.rar
В этом файле можно подставить измеренные значения напряжения U1, U2 и ваши значения нагрузочных сопротивлений и получить результат вычисления – внутреннее сопротивление аккумулятора или батарейки.
У меня скопилось небольшое количество аккумуляторов. Решил я их протестировать. Результаты тестирования я занес в таблицу.
В процессе работы над измерителем внутреннего сопротивления аккумулятора я узнал, что с 2005 года на рынке появились никель – металл – гидридные аккумуляторы с низким саморазрядом. Эти аккумуляторы продаются как «готовые к использованию» или «предварительно заряженные». Очень интересной особенностью никель – металл — гидридные аккумуляторов с низким саморазрядом является значительно более низкое внутреннее сопротивление, чем у обычных NiMH аккумуляторов. Еще одной особенностью этих новых аккумуляторов является их более высокая стоимость. А оценить качество и принадлежность конкретного аккумулятора к заявленному, как «готового к использованию» или «предварительно заряженного », вам поможет мой измеритель внутреннего сопротивления аккумулятора.
Удачи! Доставка новых самоделок на почту
Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!
*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.usamodelkina.ru
Ресурсный тест китайского аккумулятора NCR18650B от Varicore
Неоднократно я встречал в комментариях фразы типа — китайские аккумуляторы быстро умирают. В общих чертах я согласен с этим, но меня заинтересовал данный вопрос и я решил заняться им немного плотнее, а точнее — провести тест на количество циклов, подробнее в статье.Не так давно я выкладывал обзор аккумуляторов которые покупал товарищу. Аккумуляторы уже были отданы, но потом пришла в голову идея провести ресурсный тест и мы решили выделить один экземпляр «на эксперименты», т.е. планомерно его «убивать». Было это 10 января, т.е. 2.5 месяца назад.
Вообще результаты публиковались каждые 50 циклов, но в данной статье я решил все сжать чтобы не растягивать.
В общем встретился с товарищем, взял один аккумулятор.
Аккумулятор стилизован под Panasonic NCR18650B, имеет плоский плюс, совершенно новый, на минусовой контакте нет следов установки в холдеры.
Для теста была взята привычная моим читателям электронная нагрузка, не менее привычный холдер и подопытный аккумулятор.
Отчасти из-за того что я могу пока использовать только простой холдер и был выбран аккумулятор с плоским плюсовым контактом, другой туда просто не влезет.
Но перед тестом я измерил внутреннее сопротивление аккумулятора, так как через время оно имеет свойство увеличиваться.
Каждые 50 циклов планируется повторная проверка.
По вполне понятным причинам на рабочем столе я держать так долго это все не мог, хотел установить в комнате где снимаю видео, но передумал и в итоге решил установить тестовый «стенд» на балконе, в шкафу где стоит домашний «сервер», роутер и хранилище.
Нагрузку подключил к компьютеру который установлен там же, все управление и контроль через Радмин.
Для ускорения процесса хотел проводить тест в режиме заряд/разряд током 1С, но даташит на оригинальный NCR18650B говорит что надо в режиме заряд 0.5С, разряд 1С. При этом разряд до 2.5 Вольта, заряд до 4.2 с отсечкой по падению тока до 65мА. Я не могу соблюсти только последний пункт, у моей нагрузки минимально можно установить 100мА.
Первым этапом теста идет определение базовой емкости, для этого аккумулятор был разряжен до 2.5 Вольта током 3.4 Ампера, потом заряжен, потом опять разряжен и эта емкость и является базовой.
В итоге имеем 2998мАч или 10.06 Втч.
Здесь меня результат несколько… удивил, если вы помните, я проверял четыре полученных аккумулятора и там была емкость около 3350мАч, даже стал проверять электронную нагрузку, может в ней проблема, но нет, аккумулятор реально имеет емкость около 3000мАч…
Позже я разобрался где собака зарыта, но тест был начат с тем что есть.
Нагрузка позволяет зацикливать программу, при этом задается количество циклов, а в окне с результатами выводится как номер теста, так и номер шага программы. Как и писал выше, выставил 50 циклов и запустил тест.
А вот так выглядит окно программы после 50 циклов и это по сути только начало теста.
Дальше шел долгий и нудный процесс, к сожалению три раза прерванный в результате пропадания питания, но записи я вел все равно, потому это отразилось только на скриншотах.
В последний раз питание пропадало два раза, после 10 и последующих 20 прогонов.
Кроме того отмечу, я изначально ожидал что по мере падения емкости будет сокращаться и время цикла, в реальности все оказалось с точностью до наоборот, общее время даже немного росло и происходило это за счет более долгого цикла заряда так как время разряда было жестко привязано к емкости аккумулятора.
Постепенно росло и внутреннее сопротивление. Пускай вас не смущает что напряжение на аккумуляторе во время измерения почти не меняется, дело в том, что сопротивление измерялось при следующих условиях —
В конце последнего цикла аккумулятор был полностью разряжен.
Затем я заряжал отдавая фиксированную емкость, в данном случае 1660мАч
Аккумулятор лежал некоторое время чтобы температура сравнялась с комнатной.
Измерялось сопротивление
Аккумулятор опять устанавливался на «стенд», разряжался током 1С до напряжения 2.5 Вольта.
Запускался очередной этап на 50 циклов.
Результаты всех измерений аккуратно заносились в табличку.
После этого я построил график, где синим отмечены собственно измерения, а красным линейное изменение от начала до конца теста.
Вот здесь видно то, о чем я писал выше, емкость аккумулятора сильно зависит от температуры и потому график получился такой ломаный. На самом деле это было не критично, так как циклы все равно шли, а кроме того я попутно для себя отмечал на графике результаты где температура воздуха была примерно такой как в начале теста.
На построение этого графика ушло более 1700 часов чистого времени, реально получилось больше так как были подготовительные циклы (помечены как -1 и 0) и дополнительные «полуциклы» для измерения внутреннего сопротивления.
На 450 циклах я закончил тест, но дальше мне стало интересно, а что если предположить, что изначальная емкость была не 3006мАч, а все таки 3244 (при токе 1С) которые я получил в обзоре этих аккумуляторов? На мой взгляд именно так и есть, а то падение емкости которое было в самом начале вызвано изменением температуры.
В итоге я после всех тестов собрал стенд у себя на рабочем столе и измерил емкость подопытного аккумулятора в тех же условиях, в которых тестировал данные аккумуляторы для обзора.
Получилось 2762мАч, исходя из изначальной 3244мАч падение емкости на 15%, на мой взгляд это очень даже хорошо. Кстати, если считать результат по таблице, которую я составлял все время тестов, то получаются те же самые 15%, так что все сходится.
Кстати, Панасоник для своих аккумуляторов декларирует падение до 30% после 500 циклов, но я думаю что в моем случае результат получился лучше из-за того что тестировал я аккумулятор при более низкой температуре чем производитель.
Влияние температуры хорошо заметно в начале разряда, где отчетливо виден «горб» вызванный разогревом аккумулятора.
В процессе теста я допустил ряд ошибок, но как говорится — не ошибается только тот, кто ничего не делает. При этом я получил опыт и в следующий раз эти ошибки уже не повторятся. И так, что было сделано неправильно.
1. Температура. Я знал что аккумуляторы имеют зависимость емкости от температуры, но не думал что это проявится у меня настолько сильно. Тестировать надо в более стабильных условиях.
2. Еще раз температура. В моих тестах температура аккумулятора была около 10-12 градусов большую часть тестов и именно это значение я старался поддерживать как мог. но правильно проводит данный тест при температуре 23-25 градусов. Такого места у меня пока нет, но вот найти место где температура будет 24-28 градусов гораздо проще и я его уже нашел 🙂
3. Питание. Три раза за время проведения теста пропадало питание, один раз надолго и два раза коротко. Однозначно нужен бесперебойник.
4. Надежность самой нагрузки, а точнее сказать — ее особенности. Выяснилось что есть проблема с запуском при подключенном аккумуляторе, один раз я перезарядил аккумулятор по этой причине, хорошо что был дома. На текущий момент проблема решена, нагрузка доработана.
5. Время. Все таки 1700 часов на 450 циклов или почти 2000 на 500 это несколько… многовато, возможно следует задавать более жесткие условия, например заряд током 1С. Понимаю что так тоже не совсем корректно, но почти 4 часа на цикл это реально много.
6. Тестировать не один, а сразу несколько аккумуляторов, вопрос пока на стадии обдумывания.
На данный момент тест окончен, но уже есть мысли по продлению, для этого заказан модуль UART-Ethernet, чтобы я мог перенести нагрузку в более удобное место с относительно стабильной температурой.
Ну а что по итогам. Как по мне, то аккумуляторы вполне годные и покупать можно, 450 циклов они прошли. За время теста аккумулятор получил 5040 Втч и отдал 4310.
mysku.ru
что это такое, как его проверить
Контроль внутреннего сопротивления аккумулятора позволяет поддерживать источник электроэнергии в работоспособном состоянии длительное время. Показатель зависит от многих параметров, способов измерения также существует большое количество.
Аккумулятор для автомобиля.
Внутреннее сопротивление аккумулятора — что это?
Легче всего объяснить эту характеристику любой электрической батареи на примере. Когда берется новая АКБ для автомобиля, в полностью заряженном состоянии ее напряжение составляет 13 В. Если ее подключить к потребителю с минимальным сопротивлением 1 Ом, то при измерении окажется, что сила тока не 13 А, а примерно 12,2 А.
Это противоречит закону Ома: I=U/R. Если 13 В разделить на 1 Ом, должно получиться 13 А. Это объясняется тем фактом, что не только нагрузка, но и сам источник питания обладает сопротивлением. Реакция в нем, в результате которой появляется электроэнергия, проходит с некоторым замедлением.
Падение силы тока при подсоединении любой нагрузки к источнику питания происходит в т. ч. и в результате внутренних процессов в аккумуляторе. Существуют другие факторы, влияющие на его внутреннее сопротивление, что сказывается на действительной силе тока.
Эта величина, которую еще называют проводимостью, импедансом, условная, никогда не бывает постоянной. Она меняется в зависимости от состояния аккумулятора и многих других обстоятельств.
Как проверить внутреннее сопротивление АКБ
Давно существуют приборы, показывающие взаимосвязь емкости и внутренней проводимости. Они оценивают:
Определение внутреннего сопротивления аккумулятора.
- состояние под нагрузкой по напряжению при постоянной величине тока;
- сопротивление при переменном токе;
- приборы для сравнения спектров.
Все способы позволяют получить только информацию о качественном состоянии батареи. Количественные показатели недоступны, т. е. невозможно по внутреннему сопротивлению судить о том, сколько проработает АКБ под нагрузкой. Однозначная зависимость между проводимостью и емкостью отсутствует.
Измерения рекомендуется проводить регулярно. Они позволяют оценить состояние АКБ, планировать покупку новой. Практикой доказано, что показатель с каждым годом возрастает минимум на 5%. Если увеличение превышает 8%, оценивают условия эксплуатации, нагрузку. Возможно, причина кроется в них.
От чего зависит
Показатель проводимости аккумулятора рассчитывают с учетом ЭДС, тока, нагрузки. Получают условную постоянно меняющуюся величину, зависящую от таких условий:
- физических параметров батареи: размера, формы;
- конструктивного исполнения основных элементов;
- состояния электролита;
- присутствия легирующих добавок;
- состояния контактов.
Особенное влияние на импеданс оказывает электролитическая масса: химический состав, концентрация, температурные условия эксплуатации. Зависимость внутреннего сопротивления источников питания от состава электролита:
- Кислотно-свинцовые АКБ отличаются минимальными показателями. Они способны отдать ток силой до 2,5 кА, который необходим для запуска ДВС.
- Среди всех аккумуляторов самый низкий импеданс у NiCd. Он сохраняется даже после 1 тыс. разрядно-зарядных циклов.
- У NiMH импеданс вначале выше. Через 350 циклов он еще увеличивается.
- Характеристики Li-ion батареи лучше, чем NiMH, но уступают NiCd. В процессе эксплуатации импеданс у них не увеличивается, но зато в течение 2 лет Li-ion выходят из строя, даже если не эксплуатировались.
Поддерживать низкий импеданс особенно важно для устройств с высоким импульсным током потребления, например мобильных телефонов. Если никелевые аккумуляторы не обслуживать, их проводимость резко возрастает.
Подача переменного тока
Самый простой способ, но требует до 2 часов времени. Понадобятся:
Один из способов подачи переменного тока.
- постоянный резистор определенного номинала;
- ограничительный трансформатор;
- конденсатор;
- цифровой вольтметр.
Последний прибор может быть самым простым. Цифровая индикация необходима для большей точности измерений.
Несмотря на простоту метода, существуют факторы, которые не позволяют с уверенностью оценить внутреннее сопротивление. Значения при измерениях включают активные и реактивные параметры, учитывают частоту. Влияние оказывают химические реакции, протекающие в электролите.
Метод постоянной нагрузки
Способ, более часто используемый по сравнению с предыдущим. Применяется к батареям для автотранспорта. В течение нескольких секунд их разряжают под нагрузкой. Вольтметром фиксируют напряжение до разряда и после него. По закону Ома проводят вычисления.
Для старых АКБ метод неподходящий — он не позволяет определить их состояние. Нагрузка измеряется.
Короткоимпульсный способ
Сравнительно новаторский метод, обладающий следующими преимуществами:
- Батарея остается на своем месте, не отключается, что избавляет от лишней работы.
- При измерении изменение напряжения краткосрочное, что не влияет на работоспособность оборудования.
- Из приборов нужен вольтметр.
- Тестируют регулярно, но на состоянии АКБ это не сказывается.
Параллельно определяется емкость при сравнении новой и эксплуатируемой батарей. Учитываются сила тока, короткие замыкания. Метод позволяет сделать выводы о состоянии АКБ.
Зависимость состояния аккумулятора от внутреннего сопротивления
Провести измерения можно самостоятельно собранными устройствами, но большинство отдают предпочтение промышленным. Они позволяют оценить состояние аккумулятора, его основные характеристики. Рынок предлагает изделия с необходимыми функционалами.
Среди таких приборов:
- Нагрузочные вилки — проверяют напряжение АКБ. Позволяют установить необходимую нагрузку.
- Устройства, помогающие установить связь состояния батареи с импедансом.
- Измерители спектров, позволяющие определить проводимость при переменном и постоянном токе.
Разные измерительные устройства служат для определения внутреннего сопротивления. Тестеры подают сигналы, по которым устанавливают работоспособность АКБ, емкость, время заряда и разряда. Показатели взаимосвязаны, но зависимость в одних случаях больше, в других — меньше.
Измерение внутреннего сопротивления автомобильного АКБ
Особенное влияние оказывает величина импеданса на автомобильные аккумуляторы. Если эксплуатация транспортного средства активная как в городе, так и на трассе, сельских дорогах, импеданс оказывает большое влияние на продолжительность службы батареи. Регулярное тестирование позволяет определить, когда пригодность АКБ для работы приближается к финишу.
Описание параметра
Сопротивление принято обозначать R. В автомобильном аккумуляторе это сумма сопротивлений омического и поляризации. В свою очередь, омическое R слагается из сопротивлений, которые возникают в электролите, на соединениях банок, на контактах, электродах, сепараторах.
Импеданс проявляется в отношении тока внутри батареи независимо от того, разрядный он или зарядный. Все элементы АКБ имеют свою проводимость, которая различается.
Связанные факторы
Конструкции аккумуляторов, применяемые материалы разные, поэтому показатели неодинаковые. Например, плюсовая решетка имеет R в 10 тыс. раз меньше, чем у нанесенного на нее свинца. На минусовой решетке разница неощутимая.
Технология изготовления электродов также различается, что сказывается на показателях. Сюда относятся: качество материала, контактов, конструкция, присутствие легирующих компонентов.
На R сепараторов влияют толщина и пористость материала. Сопротивление электролита зависит от его температуры, концентрации.
Измерение сопротивления
Точное измерение внутреннего сопротивления невозможно без использования графиков разрядных кривых. На него влияют заряженность АКБ, нагрузка, температура. Автолюбители пользуются более простым способом, позволяющим судить о состоянии источника питания.
Пользуются лампой из фары, например галогеновой на 60 Вт, и тестером. Светодиодную не следует применять ни в коем случае. Лампочку и мультиметр подключают к батарее последовательно. Записывают показания вольтметра. Отключают нагрузку и смотрят напряжение, которое окажется больше.
Сравнивают показания измерительного прибора. Проводят расчет: если разница не превышает 0,02 В, состояние АКБ хорошее — импеданс не больше 0,01 Ом.
Пользуются вольтметром с цифровой индикацией: на стрелочном трудно зафиксировать точные показатели.
Опыт автолюбителей
Отзывы водителей разные. Небольшая часть предпочитает проверять АКБ в мастерских. Другие, которые поняли процесс и значение этого параметра для жизнедеятельности аккумулятора, уделяют несколько минут для регулярной проверки.
При этом автолюбители советуют обратить внимание на такие моменты:
- Не следует слепо руководствоваться абсолютными показателями, взятыми из специальной литературы, интернета. Более полезно сравнивать старые показатели с новыми.
- Существуют нормы для каждой АКБ. Их берут из инструкции или оригинальной упаковки.
- Регулярное измерение импеданса позволяет отслеживать изменения в батарее. В одних случаях достаточно найти и устранить причину, в других — это сигнал о необходимости замены АКБ в ближайшем будущем.
Параметр важный. Если измерять его регулярно, это позволит избежать многих проблем. Так считают большинство автолюбителей независимо от того, проводят они измерения сами или обращаются к мастерам.
3batareiki.ru