Энергобезопасность — Википедия
Энергобезопасность — это комплексное понятие, относящееся к нескольким уровням:
- политическая энергобезопасность;
- экономическая энергобезопасность;
- техногенная энергобезопасность.
«Энергетическая безопасность подразумевает такие условия, при которых потребитель имеет надежный доступ к необходимой ему энергии, а поставщик — к её потребителям. То есть речь идет не только о бесперебойных потоках, но и о стабильных и разумных ценах»[1].
Для того, чтобы достигнуть энергетической безопасности требуется определённая политика государства и проведение специальных мероприятий. Также могут вносить свой вклад в энергобезопасность рынки, но быть единственными, кто это делает, они не могут. Достижение энергобезопасности требует совместного использования всех механизмов регулирования.
«Энергобезопасность — это обеспечение каждой семьи газом и энергией в достаточном объеме и по приемлемым ценам» — считает глава Европарламента Ежи Бузек»
«Энергетическая безопасность — это обеспечение бесперебойного доступа к энергетическим ресурсам по приемлемой цене»[3]. Представленные выше определения — это одни из многих определений энергетической безопасности, которая в настоящее время становится одной из важнейших экономических и политических проблем внутренней и внешней политики государства. В качестве примера можно также привести определение, предложенное экспертами Всемирного энергетического совета: способность местных и импортируемых ресурсов удовлетворять растущий спрос на энергию в течение определенного периода времени по доступным ценам
При этом экспортеры и импортеры энергетических ресурсов понимают энергетическую безопасность по-разному. Поставщик заинтересован в высоких, а потребитель — в низких ценах на продукт, и оба -в надежности поставок. Страны-экспортеры энергоресурсов делают главный упор на поддержание «стабильности спроса», который, в конце концов, обеспечивает преобладающую долю их государственных доходов. Развивающиеся страны озабочены тем, как изменение цен на энергоносители влияет на их платежный баланс
Политическая энергобезопасность
Энергобезопасность ассоциируется с энергонезависимостью государства, его субъекта или региона.
Экономическая энергобезопасность
В понятие энергобезопасности включаются тарифы и запасы энергоресурсов, позволяющие решить поставленные задачи. В сознании простых людей энергобезопасность предстает в виде горящей лампочки и теплой батареи.
Техногенная энергобезопасность
Подразумевает «техногенный характер рисков для человека, имущества и окружающей среды, связанный с эксплуатацией любых энергоустановок».[7] «Характер опасности для человека, имущества и окружающей среды энергоустановок, в том числе электрооборудования, тепловых и атомных энергоустановок как энергоснабжающих организаций, так и потребителей электрической и тепловой энергии».[8] Данный тип энергобезопасности включает в себя комплексную оценку техногенной опасности объекта энергетики: электробезопасность и пожарная безопасность, электромагнитная и механическая безопасность, экологическая и промышленная безопасность, взрывобезопасноть, радиационная, ядерная и химическая безопасность и т. п.
Снижение техногенной опасности — это целая совокупность мер, которые должны реализовываться постоянно. «По оценкам экспертов, более 70 % техногенных катастроф и аварий связаны с человеческим фактором. Следовательно, профессиональная компетентность — главный вектор обеспечения техногенной энергобезопасности».[9]
Проблема энергобезопасности
В настоящее время резко обострилась конкуренция за энергоресурсы, появились прогнозы о скором их истощении. Все это сделало проблему энергобезопасности наиважнейшей в первую очередь для стран, зависящих от нефтегазового импорта.
Возможностей для обеспечения энергобезопасности у развитых стран не так много. «Потенциал энергосбережения в рамках базовых технологий в основном был реализован уже к концу 80-х годов».
В настоящее время экспертам неизвестно точное количество запасов нефти. Особенно мало данных об арабских странах, в связи с тем, что они долгое время завышали количество имеющихся у них ресурсов с целью увеличения квоты добычи и экспорта. «По некоторым оценкам, речь может идти о двукратном превышении реально имеющихся запасов».[1] Аналитики не могут точно спрогнозировать пик мировой добычи нефти (пик М. Хабберта). Для США он пройден ещё в 1970 г., после чего добыча упала чуть ли не вдвое. «Для мировой нефтяной отрасли он прогнозируется либо в начале второго десятилетия XXI века, либо к середине 2030-х годов».
И. И. Мазур подчеркивает необходимость развития новой концепции глобальной энергетической безопасности — «Энергия будущего», в рамках которой выделяются следующие приоритетные направления: энергосбережение; применение экологически чистых технологий добычи, транспортировки и сжигания топлива; использование возобновляемых источников энергии как основы развития человечества и сохранения значительных объемов природных ресурсов для будущих поколений[10].
Юридический аспект энергетической безопасности
Торговля энергоносителями юридически регулируется различными международными соглашениями.
Часть соглашений специально разрабатываются для повышения энергетической безопасности. Часто они своей целью ставят отделение производственной деятельности от транспортной и распределительной и нацелены на открытие и либерализацию энергетического рынка.
Первый важный документ, посвященный энергетической безопасности, был создан странами-производителями, которые с помощью него пытались закрепить национальный суверенитет над природными ресурсами. В начале 1960-х ООН официально признала государственный суверенитет и суверенные права на энергоресурсы. Эта резолюция ООН в определённой степени учитывает вопросы энергетической безопасности, однако она больше благоволит странам-потребителям. В связи с этим была создана Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), попытавшаяся вернуть странам-производителям контроль над энергоресурсами. В 1968 году был принят важный документ — Декларация о нефтяной политике стран-участниц Организации, которую можно считать началом глобализации энергетической безопасности.
Другим важным событием стало создание странами — членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Международного энергетического агентства (МЭА) в 1974-м году. Страны-участницы МЭА приняли Международную энергетическую программу (МЭП) по выходу из кризисов. Эта программа является первым договором, посвященным только энергетической безопасности. После этого МЭП попыталась сократить зависимость стран-членов ОЭСР от нефти и стимулировать использование угля, как альтернативного вида топлива.
В декабре 1991 г. была создана Европейская энергетическая хартия. Она стала отправной точкой для последующей работы и привела к принятию в декабре 1994 года Договора к Энергетической хартии (ДЭХ). Документ был ратифицирован 30 государствами, включая большинство стран СНГ, европейские страны, Японию, Австралию и Монголию. Россия после долгих переговоров отказалась ратифицировать Хартию. Главный акцент в ДЭХ был сделан на проблеме транспортировки энергоносителей и на защите потребителя и поставщика от посягательств третьей стороны. Однако, его юридические возможности в деле создания энергетической безопасности сильно ограниченны. При этом, это единственное в своём роде соглашение в энергетике, которое охватывает всю цепочку производства и сбыта энергоресурсов.
В действующих на сегодня соглашениях есть некоторые противоречия. Так называемые «общие» торговые соглашения иногда вступают в противоречие с юридическими аспектами энергетической безопасности. Большинство торговых соглашений регулируют рыночные отношения, но они не могут решить проблему энергобезопасности.
«Юридические договоры могут служить инструментом проведения определённой политики в сфере энергетической безопасности, но они не определяют цели и область действия этой политики. Чисто юридический подход к обеспечению энергетической безопасности обречен на провал».
Технический аспект энергобезопасности
«Наиболее очевидными краткосрочными проблемами в сфере энергетической безопасности являются устойчивость систем транспортировки, а также безопасность добывающей и транспортной инфраструктур».[1] Это подразумевает содержание этих систем в исправности и успешная их эксплуатация. Для поддержания транспортных систем в надлежащем состоянии требуются большие денежные средства. Необходимо также вести постоянный контроль их технической и экологической безопасности. Такой контроль требуется вести как со стороны государства, так и со стороны независимых агентств. Также требуется постоянное совершенствование существующих положений и документов.
Главная долгосрочная техническая проблема — это способность поставщиков создавать излишки энергии. Большинство стран-поставщиков потребляют немного энергии и могут выполнять такую задачу. «Однако в таких государствах-производителях, как Алжир, Индонезия и Россия, неизбежно возникает конфликт между внутренним потреблением и экспортом энергии».[1]
Политический аспект энергобезопасности
Огромное значение для обеспечения энергобезопасности имеет устойчивое развитие и стабильность государств-производителей в сфере энергетики. Такая устойчивость может оказаться под угрозой в связи с необходимостью вести разведку и добычу энергоресурсов во все более сложных условиях, что возможно лишь при использовании сверхсовременных технологий, нанесении ущерба окружающей среде, а также влечет за собой трудности с транспортировкой.
Энергетическая безопасность зависит от промышленной политики, которую проводят в странах-поставщиках энергии. «Сегодня имеет место противоречие между торговыми стратегиями, такими, как стимулирование свободной торговли, открытие и либерализация энергетических рынков, и стратегией обеспечения энергетической безопасности».[1] Энергобезопасность — это, в первую очередь, политическая проблема.
В современном мире нарушения в обеспечении энергобезопаснсти, как в следствии естественных причин, так и в следствии внешнего, искусственного воздействия, является одной из главных причин дестабилизации социальной, а в будущем и политической обстановки в стране. Например: Экономика СССР во многом зависела от высоких мировых цен на нефть. В 1980-х годах США искусственно, используя определённое влияние на страны добытчики нефти, снизила мировые цены на нефть, тем самым нанеся экономики СССР колоссальный урон. Падение мировых цен на нефть, и как следствие, обвал экономики СССР, в совокупности с накопившимися внутренними проблемами, привёл к распаду СССР.[источник не указан 697 дней]
На данном примере мы видим — энергобезопасность государства — является одним из важнейших факторов безопасности государства в целом, и его независимого существования.
Литература
- Жак Сапир. Энергобезопасность как всеобщее благо. http://www.globalaffairs.ru/number/n_7780
- Энергобезопасность и энергосбережение. — 2009. — № 6.
- Энергобезопасность в документах и фактах. — 2005. — № 1.
- Общероссийская газета «Энергетика». — 2010. — № 22.
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Жак Сапир. Энергобезопасность как всеобщее благо. http://www.globalaffairs.ru/number/n_7780
- ↑ Тема : Что такое энергобезопасность? — Тема (Deutsche Welle)
- ↑ «Official website of the International Energy Agency:http://www.iea.org/topics/energysecurity/»
- ↑ «Europe’s Vulnerability to Energy Crises:http://www.worldenergy.org/documents/ser_2010_report_1.pdf» Архивировано 24 августа 2013 года.
- ↑ Чиж, А. М. Теоретическая составляющая понятия энергетической безопасности / А. М. Чиж // Сборник научных статей «Актуальные проблемы международных отношений и современного мира» / Науч. ред. В. Г. Шадурский, Е. А. Достанко; Центр международных исследований ФМО БГУ. — Минск, 2012. — С.103-112
- ↑ Денчев, К. Мировая энергетическая безопасность: история и перспективы / К.Денчев // Новая и новейшая история. № 2, 2010. С. 39-58
- ↑ В. Д. Толмачев. С. П. Зернес. Провожая год… // Энергобезопасность и энергосбережение. — 2009. — № 6. — С. 3
- ↑ В. Д. Толмачев. Интервью с ректором Московского института энергобезопасности и энергосбережения (МИЭЭ)// Энергобезопасноть в документах и фактах. — 2005. — № 1.
- ↑ Владимир Толмачев, ректор Московского института энергобезопасности и энергосбережения кандидат технических наук: «Молодые талантливые кадры «подрастают» // Общероссийская газета «Энергетика». — 2010. — № 22. — С. 3.
- ↑ Мазур И. И. 2008. Глобальная энергетическая безопасность. Век глобализации, № 1-2008, с. 57-69. [1]
Ссылки
wikipedia.green
Энергобезопасность — это… Что такое Энергобезопасность?
Энергобезопасность — это комплексное понятие, относящиеся к нескольким уровням:
- политическая энергобезопасность;
- экономическая энергобезопасность;
- техногенная энергобезопасность.
«Энергетическая безопасность подразумевает такие условия, при которых потребитель имеет надежный доступ к необходимой ему энергии, а поставщик — к её потребителям. То есть речь идет не только о бесперебойных потоках, но и о стабильных и разумных ценах».[1]
Для того, чтобы достигнуть энергетической безопасности требуется определённая политика государства и проведение специальных мероприятий. Также могут вносить свой вклад в энергобезопасность рынки, но быть единственными, кто это делает, они не могут. Достижение энергобезопасности требует совместного использования всех механизмов регулирования.
«Энергобезопасность — это обеспечение каждой семьи газом и энергией в достаточном объеме и по приемлемым ценам» — считает глава Европарламента Ежи Бузек».[2] К этому специалисты области добавляют: безопасность источника энергии, гарантии поставок и надежность транзита, контроль за трубопроводами, отказ от газового или нефтяного шантажа, недопущение спекулятивного роста цен и так далее.
«Энергетическая безопасность — это обеспечение бесперебойного доступа к энергетическим ресурсам по приемлемой цене».[3] Представленные выше определения — это одни из многих определений энергетической безопасности, которая в настоящее время становится одной из важнейших экономических и политических проблем внутренней и внешней политики государства. В качестве примера можно также привести определение, предложенное экспертами Всемирного энергетического совета: способность местных и импортируемых ресурсов удовлетворять растущий спрос на энергию в течение определенного периода времени по доступным ценам.[4] Каждое из определений энергетической безопасности зависит от того, в каком контексте она рассматривается: экономическом или политическом. В современном мире значимость энергетической безопасности определяется не только сокращением запасов углеводородного топлива, но и попытками некоторых государств, преимущественно экспортеров нефти и природного газа, оказывать давление на импортеров энергоресурсов для достижения политических целей.[5]
При этом экспортеры и импортеры энергетических ресурсов понимают энергетическую безопасность по-разному. Поставщик заинтересован в высоких, а потребитель — в низких ценах на продукт, и оба -в надежности поставок. Страны-экспортеры энергоресурсов делают главный упор на поддержание «стабильности спроса», который, в конце концов, обеспечивает преобладающую долю их государственных доходов. Развивающиеся страны озабочены тем, как изменение цен на энергоносители влияет на их платежный баланс.[6]
Политическая энергобезопасность
Энергобезопасность ассоциируется с энергонезависимостью государства, его субъекта или региона.
Экономическая энергобезопасность
В понятие энергобезопасности включаются тарифы и запасы энергоресурсов, позволяющие решить поставленные задачи. В сознании простых людей энергобезопасность предстает в виде горящей лампочки и теплой батареи.
Техногенная энергобезопасность
Подразумевает «техногенный характер рисков для человека, имущества и окружающей среды, связанный с эксплуатацией любых энергоустановок».[7] «Характер опасности для человека, имущества и окружающей среды энергоустановок, в том числе электрооборудования, тепловых и атомных энергоустановок как энергоснабжающих организаций, так и потребителей электрической и тепловой энергии».[8] Данный тип энергобезопасности включает в себя комплексную оценку техногенной опасности объекта энергетики: электробезопасность и пожарная безопасность, электромагнитная и механическая безопасность, экологическая и промышленная безопасность, взрывобезопасноть, радиационная, ядерная и химическая безопасность и т. п.
Снижение техногенной опасности — это целая совокупность мер, которые должны реализовываться постоянно. «По оценкам экспертов, более 70 % техногенных катастроф и аварий связаны с человеческим фактором. Следовательно, профессиональная компетентность — главный вектор обеспечения техногенной энергобезопасности».[9]
Проблема энергобезопасности
В настоящее время резко обострилась конкуренция за энергоресурсы, появились прогнозы о скором их истощении. Все это сделало проблему энергобезопасности наиважнейшей в первую очередь для стран, зависящих от нефтегазового импорта.
Возможностей для обеспечения энергобезопасности у развитых стран не так много. «Потенциал энергосбережения в рамках базовых технологий в основном был реализован уже к концу 80-х годов».[1] США, например, планирует вернуться к старым месторождениям нефти, а также начать разработку новых, расположенных в Арктическом Национальном Заповеднике или на отдаленных шельфах, что грозит неоправданно высокими издержками.
В настоящее время экспертам неизвестно точное количество запасов нефти. Особенно мало данных об арабских странах, в связи с тем, что они долгое время завышали количество имеющихся у них ресурсов с целью увеличения квоты добычи и экспорта. «По некоторым оценкам, речь может идти о двукратном превышении реально имеющихся запасов».[1] Аналитики не могут точно спрогнозировать пик мировой добычи нефти (пик М. Хабберта). Для США он пройден ещё в 1970 г., после чего добыча упала чуть ли не вдвое. «Для мировой нефтяной отрасли он прогнозируется либо в начале второго десятилетия ХХI века, либо к середине 2030-х годов».[1] Более важная проблема, чем ограниченность ресурсов, — это незнание их запасов. Страны-поставщики стараются удержать государственный контроль над национальными ресурсами. Но зачастую такая стратегия неэффективна. Впрочем, попытки стран-импортеров решить проблему энергобезопасности своими силами также обречена на неудачу. Одна из главных особенностей проблемы глобальной энергобезопасности заключается в том, что односторонние действия государств не приводят к положительным результатам и требуются совместные усилия всех заинтересованных в решении данной проблемы сторон.
И.И. Мазур подчеркивает необходимость развития новой концепции глобальной энергетической безопасности — «Энергия будущего», в рамках которой выделяются следующие приоритетные направления: энергосбережение; применение экологически чистых технологий добычи, транспортировки и сжигания топлива; использование возобновляемых источников энергии как основы развития человечества и сохранения значительных объемов природных ресурсов для будущих поколений [10].
Юридический аспект энергетической безопасности
Торговля энергоносителями юридически регулируется различными международными соглашениями.
Часть соглашений специально разрабатываются для повышения энергетической безопасности. Часто они своей целью ставят отделение производственной деятельности от транспортной и распределительной и нацелены на открытие и либерализацию энергетического рынка.
Первый важный документ, посвященный энергетической безопасности, был создан странами-производителями, которые с помощью него пытались закрепить национальный суверенитет над природными ресурсами. В начале 1960-х ООН официально признала государственный суверенитет и суверенные права на энергоресурсы. Эта резолюция ООН в определённой степени учитывает вопросы энергетической безопасности, однако она больше благоволит странам-потребителям. В связи с этим была создана Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), попытавшаяся вернуть странам-производителям контроль над энергоресурсами. В 1968 году был принят важный документ — Декларация о нефтяной политике стран-участниц Организации, которую можно считать началом глобализации энергетической безопасности.
Другим важным событием стало создание странами — членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Международного энергетического агентства (МЭА) в 1974-м году. Страны-участницы МЭА приняли Международную энергетическую программу (МЭП) по выходу из кризисов. Эта программа является первым договором, посвященным только энергетической безопасности. После этого МЭП попыталась сократить зависимость стран-членов ОЭСР от нефти и стимулировать использование угля, как альтернативного вида топлива.
В декабре 1991 г. была создана Европейская энергетическая хартия. Она стала отправной точкой для последующей работы и привела к принятию в декабре 1994 года Договора к Энергетической хартии (ДЭХ). Документ был ратифицирован 30 государствами, включая большинство стран СНГ, европейские страны, Японию, Австралию и Монголию. Россия после долгих переговоров отказалась ратифицировать Хартию. Главный акцент в ДЭХ был сделан на проблеме транспортировки энергоносителей и на защите потребителя и поставщика от посягательств третьей стороны. Однако, его юридические возможности в деле создания энергетической безопасности сильно ограниченны. При этом, это единственное в своём роде соглашение в энергетике, которое охватывает всю цепочку производства и сбыта энергоресурсов.
В действующих на сегодня соглашениях есть некоторые противоречия. Так называемые «общие» торговые соглашения иногда вступают в противоречие с юридическими аспектами энергетической безопасности. Большинство торговых соглашений регулируют рыночные отношения, но они не могут решить проблему энергобезопасности.
«Юридические договоры могут служить инструментом проведения определённой политики в сфере энергетической безопасности, но они не определяют цели и область действия этой политики. Чисто юридический подход к обеспечению энергетической безопасности обречен на провал».[1] Требуется проведение определённой политики в области энергобезопасности.
Технический аспект энергобезопасности
«Наиболее очевидными краткосрочными проблемами в сфере энергетической безопасности являются устойчивость систем транспортировки, а также безопасность добывающей и транспортной инфраструктур».[1] Это подразумевает содержание этих систем в исправности и успешная их эксплуатация. Для поддержания транспортных систем в надлежащем состоянии требуются большие денежные средства. Необходимо также вести постоянный контроль их технической и экологической безопасности. Такой контроль требуется вести как со стороны государства, так и со стороны независимых агентств. Также требуется постоянное совершенствование существующих положений и документов.
Главная долгосрочная техническая проблема — это способность поставщиков создавать излишки энергии. Большинство стран-поставщиков потребляют немного энергии и могут выполнять такую задачу. «Однако в таких государствах-производителях, как Алжир, Индонезия и Россия, неизбежно возникает конфликт между внутренним потреблением и экспортом энергии».[1]
Политический аспект энергобезопасности
Огромное значение для обеспечения энергобезопасности имеет устойчивое развитие и стабильность государств-производителей в сфере энергетики. Такая устойчивость может оказаться под угрозой в связи с необходимостью вести разведку и добычу энергоресурсов во все более сложных условиях, что возможно лишь при использовании сверхсовременных технологий, нанесении ущерба окружающей среде, а также влечет за собой трудности с транспортировкой.
Энергетическая безопасность зависит от промышленной политики, которую проводят в странах-поставщиках энергии. «Сегодня имеет место противоречие между торговыми стратегиями, такими, как стимулирование свободной торговли, открытие и либерализация энергетических рынков, и стратегией обеспечения энергетической безопасности».[1] Энергобезопасность — это, в первую очередь, политическая проблема.
Литература
- Жак Сапир. Энергобезопасность как всеобщее благо. http://www.globalaffairs.ru/number/n_7780
- Энергобезопасность и энергосбережение. — 2009. — № 6.
- Энергобезопасность в документах и фактах. — 2005. — № 1.
- Общероссийская газета «Энергетика». — 2010. — № 22.
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Жак Сапир. Энергобезопасность как всеобщее благо. http://www.globalaffairs.ru/number/n_7780
- ↑ http://hronika-dnja-dw.rpod.ru/122636.html
- ↑ «Official website of the International Energy Agency:http://www.iea.org/topics/energysecurity/»
- ↑ «Europe’s Vulnerability to Energy Crises:http://www.worldenergy.org/documents/ser_2010_report_1.pdf»
- ↑ Чиж, А.М. Теоретическая составляющая понятия энергетической безопасности / А.М. Чиж // Сборник научных статей «Актуальные проблемы международных отношений и современного мира» / Науч. ред. В.Г. Шадурский, Е.А. Достанко; Центр международных исследований ФМО БГУ. — Минск, 2012. — С.103-112
- ↑ Денчев, К. Мировая энергетическая безопасность: история и перспективы / К.Денчев // Новая и новейшая история. № 2, 2010. С. 39-58
- ↑ В. Д. Толмачев. С. П. Зернес. Провожая год… // Энергобезопасность и энергосбережение. — 2009. — № 6. — С. 3
- ↑ В. Д. Толмачев. Интервью с ректором Московского института энергобезопасности и энергосбережения (МИЭЭ)// Энергобезопасноть в документах и фактах. — 2005. — № 1.
- ↑ Владимир Толмачев, ректор Московского института энергобезопасности и энергосбережения кандидат технических наук: «Молодые талантливые кадры «подрастают» // Общероссийская газета «Энергетика». — 2010. — № 22. — С. 3.
- ↑ Мазур И. И. 2008. Глобальная энергетическая безопасность. Век глобализации, № 1-2008, с. 57–69. [1]
Ссылки
dic.academic.ru
Энергобезопасность — Википедия. Что такое Энергобезопасность
Энергобезопасность — это комплексное понятие, относящееся к нескольким уровням:
- политическая энергобезопасность;
- экономическая энергобезопасность;
- техногенная энергобезопасность.
«Энергетическая безопасность подразумевает такие условия, при которых потребитель имеет надежный доступ к необходимой ему энергии, а поставщик — к её потребителям. То есть речь идет не только о бесперебойных потоках, но и о стабильных и разумных ценах»[1].
Для того, чтобы достигнуть энергетической безопасности требуется определённая политика государства и проведение специальных мероприятий. Также могут вносить свой вклад в энергобезопасность рынки, но быть единственными, кто это делает, они не могут. Достижение энергобезопасности требует совместного использования всех механизмов регулирования.
«Энергобезопасность — это обеспечение каждой семьи газом и энергией в достаточном объеме и по приемлемым ценам» — считает глава Европарламента Ежи Бузек»[2]. К этому специалисты области добавляют: безопасность источника энергии, гарантии поставок и надежность транзита, контроль над трубопроводами, отказ от газового или нефтяного шантажа, недопущение спекулятивного роста цен и так далее.
«Энергетическая безопасность — это обеспечение бесперебойного доступа к энергетическим ресурсам по приемлемой цене»[3]. Представленные выше определения — это одни из многих определений энергетической безопасности, которая в настоящее время становится одной из важнейших экономических и политических проблем внутренней и внешней политики государства. В качестве примера можно также привести определение, предложенное экспертами Всемирного энергетического совета: способность местных и импортируемых ресурсов удовлетворять растущий спрос на энергию в течение определенного периода времени по доступным ценам[4]. Каждое из определений энергетической безопасности зависит от того, в каком контексте она рассматривается: экономическом или политическом. В современном мире значимость энергетической безопасности определяется не только сокращением запасов углеводородного топлива, но и попытками некоторых государств, преимущественно экспортеров нефти и природного газа, оказывать давление на импортеров энергоресурсов для достижения политических целей[5].
При этом экспортеры и импортеры энергетических ресурсов понимают энергетическую безопасность по-разному. Поставщик заинтересован в высоких, а потребитель — в низких ценах на продукт, и оба -в надежности поставок. Страны-экспортеры энергоресурсов делают главный упор на поддержание «стабильности спроса», который, в конце концов, обеспечивает преобладающую долю их государственных доходов. Развивающиеся страны озабочены тем, как изменение цен на энергоносители влияет на их платежный баланс[6].
Политическая энергобезопасность
Энергобезопасность ассоциируется с энергонезависимостью государства, его субъекта или региона.
Экономическая энергобезопасность
В понятие энергобезопасности включаются тарифы и запасы энергоресурсов, позволяющие решить поставленные задачи. В сознании простых людей энергобезопасность предстает в виде горящей лампочки и теплой батареи.
Техногенная энергобезопасность
Подразумевает «техногенный характер рисков для человека, имущества и окружающей среды, связанный с эксплуатацией любых энергоустановок».[7] «Характер опасности для человека, имущества и окружающей среды энергоустановок, в том числе электрооборудования, тепловых и атомных энергоустановок как энергоснабжающих организаций, так и потребителей электрической и тепловой энергии».[8] Данный тип энергобезопасности включает в себя комплексную оценку техногенной опасности объекта энергетики: электробезопасность и пожарная безопасность, электромагнитная и механическая безопасность, экологическая и промышленная безопасность, взрывобезопасноть, радиационная, ядерная и химическая безопасность и т. п.
Снижение техногенной опасности — это целая совокупность мер, которые должны реализовываться постоянно. «По оценкам экспертов, более 70 % техногенных катастроф и аварий связаны с человеческим фактором. Следовательно, профессиональная компетентность — главный вектор обеспечения техногенной энергобезопасности».[9]
Проблема энергобезопасности
В настоящее время резко обострилась конкуренция за энергоресурсы, появились прогнозы о скором их истощении. Все это сделало проблему энергобезопасности наиважнейшей в первую очередь для стран, зависящих от нефтегазового импорта.
Возможностей для обеспечения энергобезопасности у развитых стран не так много. «Потенциал энергосбережения в рамках базовых технологий в основном был реализован уже к концу 80-х годов».[1] США, например, планирует вернуться к старым месторождениям нефти, а также начать разработку новых, расположенных в Арктическом Национальном Заповеднике или на отдаленных шельфах, что грозит неоправданно высокими издержками.
В настоящее время экспертам неизвестно точное количество запасов нефти. Особенно мало данных об арабских странах, в связи с тем, что они долгое время завышали количество имеющихся у них ресурсов с целью увеличения квоты добычи и экспорта. «По некоторым оценкам, речь может идти о двукратном превышении реально имеющихся запасов».[1] Аналитики не могут точно спрогнозировать пик мировой добычи нефти (пик М. Хабберта). Для США он пройден ещё в 1970 г., после чего добыча упала чуть ли не вдвое. «Для мировой нефтяной отрасли он прогнозируется либо в начале второго десятилетия XXI века, либо к середине 2030-х годов».[1] Более важная проблема, чем ограниченность ресурсов, — это незнание их запасов. Страны-поставщики стараются удержать государственный контроль над национальными ресурсами. Но зачастую такая стратегия неэффективна. Впрочем, попытки стран-импортеров решить проблему энергобезопасности своими силами также обречена на неудачу. Одна из главных особенностей проблемы глобальной энергобезопасности заключается в том, что односторонние действия государств не приводят к положительным результатам и требуются совместные усилия всех заинтересованных в решении данной проблемы сторон.
И. И. Мазур подчеркивает необходимость развития новой концепции глобальной энергетической безопасности — «Энергия будущего», в рамках которой выделяются следующие приоритетные направления: энергосбережение; применение экологически чистых технологий добычи, транспортировки и сжигания топлива; использование возобновляемых источников энергии как основы развития человечества и сохранения значительных объемов природных ресурсов для будущих поколений[10].
Юридический аспект энергетической безопасности
Торговля энергоносителями юридически регулируется различными международными соглашениями.
Часть соглашений специально разрабатываются для повышения энергетической безопасности. Часто они своей целью ставят отделение производственной деятельности от транспортной и распределительной и нацелены на открытие и либерализацию энергетического рынка.
Первый важный документ, посвященный энергетической безопасности, был создан странами-производителями, которые с помощью него пытались закрепить национальный суверенитет над природными ресурсами. В начале 1960-х ООН официально признала государственный суверенитет и суверенные права на энергоресурсы. Эта резолюция ООН в определённой степени учитывает вопросы энергетической безопасности, однако она больше благоволит странам-потребителям. В связи с этим была создана Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), попытавшаяся вернуть странам-производителям контроль над энергоресурсами. В 1968 году был принят важный документ — Декларация о нефтяной политике стран-участниц Организации, которую можно считать началом глобализации энергетической безопасности.
Другим важным событием стало создание странами — членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Международного энергетического агентства (МЭА) в 1974-м году. Страны-участницы МЭА приняли Международную энергетическую программу (МЭП) по выходу из кризисов. Эта программа является первым договором, посвященным только энергетической безопасности. После этого МЭП попыталась сократить зависимость стран-членов ОЭСР от нефти и стимулировать использование угля, как альтернативного вида топлива.
В декабре 1991 г. была создана Европейская энергетическая хартия. Она стала отправной точкой для последующей работы и привела к принятию в декабре 1994 года Договора к Энергетической хартии (ДЭХ). Документ был ратифицирован 30 государствами, включая большинство стран СНГ, европейские страны, Японию, Австралию и Монголию. Россия после долгих переговоров отказалась ратифицировать Хартию. Главный акцент в ДЭХ был сделан на проблеме транспортировки энергоносителей и на защите потребителя и поставщика от посягательств третьей стороны. Однако, его юридические возможности в деле создания энергетической безопасности сильно ограниченны. При этом, это единственное в своём роде соглашение в энергетике, которое охватывает всю цепочку производства и сбыта энергоресурсов.
В действующих на сегодня соглашениях есть некоторые противоречия. Так называемые «общие» торговые соглашения иногда вступают в противоречие с юридическими аспектами энергетической безопасности. Большинство торговых соглашений регулируют рыночные отношения, но они не могут решить проблему энергобезопасности.
«Юридические договоры могут служить инструментом проведения определённой политики в сфере энергетической безопасности, но они не определяют цели и область действия этой политики. Чисто юридический подход к обеспечению энергетической безопасности обречен на провал».[1] Требуется проведение определённой политики в области энергобезопасности.
Технический аспект энергобезопасности
«Наиболее очевидными краткосрочными проблемами в сфере энергетической безопасности являются устойчивость систем транспортировки, а также безопасность добывающей и транспортной инфраструктур».[1] Это подразумевает содержание этих систем в исправности и успешная их эксплуатация. Для поддержания транспортных систем в надлежащем состоянии требуются большие денежные средства. Необходимо также вести постоянный контроль их технической и экологической безопасности. Такой контроль требуется вести как со стороны государства, так и со стороны независимых агентств. Также требуется постоянное совершенствование существующих положений и документов.
Главная долгосрочная техническая проблема — это способность поставщиков создавать излишки энергии. Большинство стран-поставщиков потребляют немного энергии и могут выполнять такую задачу. «Однако в таких государствах-производителях, как Алжир, Индонезия и Россия, неизбежно возникает конфликт между внутренним потреблением и экспортом энергии».[1]
Политический аспект энергобезопасности
Огромное значение для обеспечения энергобезопасности имеет устойчивое развитие и стабильность государств-производителей в сфере энергетики. Такая устойчивость может оказаться под угрозой в связи с необходимостью вести разведку и добычу энергоресурсов во все более сложных условиях, что возможно лишь при использовании сверхсовременных технологий, нанесении ущерба окружающей среде, а также влечет за собой трудности с транспортировкой.
Энергетическая безопасность зависит от промышленной политики, которую проводят в странах-поставщиках энергии. «Сегодня имеет место противоречие между торговыми стратегиями, такими, как стимулирование свободной торговли, открытие и либерализация энергетических рынков, и стратегией обеспечения энергетической безопасности».[1] Энергобезопасность — это, в первую очередь, политическая проблема.
В современном мире нарушения в обеспечении энергобезопаснсти, как в следствии естественных причин, так и в следствии внешнего, искусственного воздействия, является одной из главных причин дестабилизации социальной, а в будущем и политической обстановки в стране. Например: Экономика СССР во многом зависела от высоких мировых цен на нефть. В 1980-х годах США искусственно, используя определённое влияние на страны добытчики нефти, снизила мировые цены на нефть, тем самым нанеся экономики СССР колоссальный урон. Падение мировых цен на нефть, и как следствие, обвал экономики СССР, в совокупности с накопившимися внутренними проблемами, привёл к распаду СССР.[источник не указан 720 дней]
На данном примере мы видим — энергобезопасность государства — является одним из важнейших факторов безопасности государства в целом, и его независимого существования.
Литература
- Жак Сапир. Энергобезопасность как всеобщее благо. http://www.globalaffairs.ru/number/n_7780
- Энергобезопасность и энергосбережение. — 2009. — № 6.
- Энергобезопасность в документах и фактах. — 2005. — № 1.
- Общероссийская газета «Энергетика». — 2010. — № 22.
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Жак Сапир. Энергобезопасность как всеобщее благо. http://www.globalaffairs.ru/number/n_7780
- ↑ Тема : Что такое энергобезопасность? — Тема (Deutsche Welle)
- ↑ «Official website of the International Energy Agency:http://www.iea.org/topics/energysecurity/»
- ↑ «Europe’s Vulnerability to Energy Crises:http://www.worldenergy.org/documents/ser_2010_report_1.pdf» Архивировано 24 августа 2013 года.
- ↑ Чиж, А. М. Теоретическая составляющая понятия энергетической безопасности / А. М. Чиж // Сборник научных статей «Актуальные проблемы международных отношений и современного мира» / Науч. ред. В. Г. Шадурский, Е. А. Достанко; Центр международных исследований ФМО БГУ. — Минск, 2012. — С.103-112
- ↑ Денчев, К. Мировая энергетическая безопасность: история и перспективы / К.Денчев // Новая и новейшая история. № 2, 2010. С. 39-58
- ↑ В. Д. Толмачев. С. П. Зернес. Провожая год… // Энергобезопасность и энергосбережение. — 2009. — № 6. — С. 3
- ↑ В. Д. Толмачев. Интервью с ректором Московского института энергобезопасности и энергосбережения (МИЭЭ)// Энергобезопасноть в документах и фактах. — 2005. — № 1.
- ↑ Владимир Толмачев, ректор Московского института энергобезопасности и энергосбережения кандидат технических наук: «Молодые талантливые кадры «подрастают» // Общероссийская газета «Энергетика». — 2010. — № 22. — С. 3.
- ↑ Мазур И. И. 2008. Глобальная энергетическая безопасность. Век глобализации, № 1-2008, с. 57-69. [1]
Ссылки
wiki.sc
Энергобезопасность Википедия
Энергобезопасность — это комплексное понятие, относящееся к нескольким уровням:
- политическая энергобезопасность;
- экономическая энергобезопасность;
- техногенная энергобезопасность.
«Энергетическая безопасность подразумевает такие условия, при которых потребитель имеет надежный доступ к необходимой ему энергии, а поставщик — к её потребителям. То есть речь идет не только о бесперебойных потоках, но и о стабильных и разумных ценах»[1].
Для того, чтобы достигнуть энергетической безопасности требуется определённая политика государства и проведение специальных мероприятий. Также могут вносить свой вклад в энергобезопасность рынки, но быть единственными, кто это делает, они не могут. Достижение энергобезопасности требует совместного использования всех механизмов регулирования.
«Энергобезопасность — это обеспечение каждой семьи газом и энергией в достаточном объеме и по приемлемым ценам» — считает глава Европарламента Ежи Бузек»[2]. К этому специалисты области добавляют: безопасность источника энергии, гарантии поставок и надежность транзита, контроль над трубопроводами, отказ от газового или нефтяного шантажа, недопущение спекулятивного роста цен и так далее.
«Энергетическая безопасность — это обеспечение бесперебойного доступа к энергетическим ресурсам по приемлемой цене»[3]. Представленные выше определения — это одни из многих определений энергетической безопасности, которая в настоящее время становится одной из важнейших экономических и политических проблем внутренней и внешней политики государства. В качестве примера можно также привести определение, предложенное экспертами Всемирного энергетического совета: способность местных и импортируемых ресурсов удовлетворять растущий спрос на энергию в течение определённого периода времени по доступным ценам[4]. Каждое из определений энергетической безопасности зависит от того, в каком контексте она рассматривается: экономическом или политическом. В современном мире значимость энергетической безопасности определяется не только сокращением запасов углеводородного топлива, но и попытками некоторых государств, преимущественно экспортёров нефти и природного газа, оказывать давление на импортёров энергоресурсов для достижения политических целей[5].
При этом экспортёры и импортёры энергетических ресурсов понимают энергетическую безопасность по-разному. Поставщик заинтересован в высоких, а потребитель — в низких ценах на продукт, и оба -в надежности поставок. Страны-экспортёры энергоресурсов делают главный упор на поддержание «стабильности спроса», который, в конце концов, обеспечивает преобладающую долю их государственных доходов. Развивающиеся страны озабочены тем, как изменение цен на энергоносители влияет на их платежный баланс[6].
ru-wiki.ru
Энергобезопасность Википедия
Энергобезопасность — это комплексное понятие, относящееся к нескольким уровням:
- политическая энергобезопасность;
- экономическая энергобезопасность;
- техногенная энергобезопасность.
«Энергетическая безопасность подразумевает такие условия, при которых потребитель имеет надежный доступ к необходимой ему энергии, а поставщик — к её потребителям. То есть речь идет не только о бесперебойных потоках, но и о стабильных и разумных ценах»[1].
Для того, чтобы достигнуть энергетической безопасности требуется определённая политика государства и проведение специальных мероприятий. Также могут вносить свой вклад в энергобезопасность рынки, но быть единственными, кто это делает, они не могут. Достижение энергобезопасности требует совместного использования всех механизмов регулирования.
«Энергобезопасность — это обеспечение каждой семьи газом и энергией в достаточном объеме и по приемлемым ценам» — считает глава Европарламента Ежи Бузек»[2]. К этому специалисты области добавляют: безопасность источника энергии, гарантии поставок и надежность транзита, контроль над трубопроводами, отказ от газового или нефтяного шантажа, недопущение спекулятивного роста цен и так далее.
«Энергетическая безопасность — это обеспечение бесперебойного доступа к энергетическим ресурсам по приемлемой цене»[3]. Представленные выше определения — это одни из многих определений энергетической безопасности, которая в настоящее время становится одной из важнейших экономических и политических проблем внутренней и внешней политики государства. В качестве примера можно также привести определение, предложенное экспертами Всемирного энергетического совета: способность местных и импортируемых ресурсов удовлетворять растущий спрос на энергию в течение определённого периода времени по доступным ценам[4]. Каждое из определений энергетической безопасности зависит от того, в каком контексте она рассматривается: экономическом или политическом. В современном мире значимость энергетической безопасности определяется не только сокращением запасов углеводородного топлива, но и попытками некоторых государств, преимущественно экспортёров нефти и природного газа, оказывать давление на импортёров энергоресурсов для достижения политических целей[5].
При этом экспортёры и импортёры энергетических ресурсов понимают энергетическую безопасность по-разному. Поставщик заинтересован в высоких, а потребитель — в низких ценах на продукт, и оба -в надежности поставок. Страны-экспортёры энергоресурсов делают главный упор на поддержание «стабильности спроса», который, в конце концов, обеспечивает преобладающую долю их государственных доходов. Развивающиеся страны озабочены тем, как изменение цен на энергоносители влияет на их платежный баланс[6].
Подразумевает «техногенный характер рисков для человека, имущества и окружающей среды, связанный с эксплуатацией любых энергоустановок».[7] «Характер опасности для человека, имущества и окружающей среды энергоустановок, в том числе электрооборудования, тепловых и атомных энергоустановок как энергоснабжающих организаций, так и потребителей электрической и тепловой энергии».[8] Данный тип энергобезопасности включает в себя комплексную оценку техногенной опасности объекта энергетики: электробезопасность и пожарная безопасность, электромагнитная и механическая безопасность, экологическая и промышленная безопасность, взрывобезопасноть, радиационная,
ruwikiorg.ru
Энергобезопасность Википедия
Энергобезопасность — это комплексное понятие, относящееся к нескольким уровням:
- политическая энергобезопасность;
- экономическая энергобезопасность;
- техногенная энергобезопасность.
«Энергетическая безопасность подразумевает такие условия, при которых потребитель имеет надежный доступ к необходимой ему энергии, а поставщик — к её потребителям. То есть речь идет не только о бесперебойных потоках, но и о стабильных и разумных ценах»[1].
Для того, чтобы достигнуть энергетической безопасности требуется определённая политика государства и проведение специальных мероприятий. Также могут вносить свой вклад в энергобезопасность рынки, но быть единственными, кто это делает, они не могут. Достижение энергобезопасности требует совместного использования всех механизмов регулирования.
«Энергобезопасность — это обеспечение каждой семьи газом и энергией в достаточном объеме и по приемлемым ценам» — считает глава Европарламента Ежи Бузек»[2]. К этому специалисты области добавляют: безопасность источника энергии, гарантии поставок и надежность транзита, контроль над трубопроводами, отказ от газового или нефтяного шантажа, недопущение спекулятивного роста цен и так далее.
«Энергетическая безопасность — это обеспечение бесперебойного доступа к энергетическим ресурсам по приемлемой цене»[3]. Представленные выше определения — это одни из многих определений энергетической безопасности, которая в настоящее время становится одной из важнейших экономических и политических проблем внутренней и внешней политики государства. В качестве примера можно также привести определение, предложенное экспертами Всемирного энергетического совета: способность местных и импортируемых ресурсов удовлетворять растущий спрос на энергию в течение определённого периода времени по доступным ценам[4]. Каждое из определений энергетической безопасности зависит от того, в каком контексте она рассматривается: экономическом или политическом. В современном мире значимость энергетической безопасности определяется не только сокращением запасов углеводородного топлива, но и попытками некоторых государств, преимущественно экспортёров нефти и природного газа, оказывать давление на импортёров энергоресурсов для достижения политических целей[5].
При этом экспортёры и импортёры энергетических ресурсов понимают энергетическую безопасность по-разному. Поставщик заинтересован в высоких, а потребитель — в низких ценах на продукт, и оба -в надежности поставок. Страны-экспортёры энергоресурсов делают главный упор на поддержание «стабильности спроса», который, в конце концов, обеспечивает преобладающую долю их государственных доходов. Развивающиеся страны озабочены тем, как изменение цен на энергоносители влияет на их платежный баланс[6].
Политическая энергобезопасность
Энергобезопасность ассоциируется с энергонезависимостью государства, его субъекта или региона.
Экономическая энергобезопасность
В понятие энергобезопасности включаются тарифы и запасы энергоресурсов, позволяющие решить поставленные задачи. В сознании простых людей энергобезопасность предстает в виде горящей лампочки и теплой батареи.
Техногенная энергобезопасность
Подразумевает «техногенный характер рисков для человека, имущества и окружающей среды, связанный с эксплуатацией любых энергоустановок».[7] «Характер опасности для человека, имущества и окружающей среды энергоустановок, в том числе электрооборудования, тепловых и атомных энергоустановок как энергоснабжающих организаций, так и потребителей электрической и тепловой энергии».[8] Данный тип энергобезопасности включает в себя комплексную оценку техногенной опасности объекта энергетики: электробезопасность и пожарная безопасность, электромагнитная и механическая безопасность, экологическая и промышленная безопасность, взрывобезопасноть, радиационная, ядерная и химическая безопасность и т. п.
Снижение техногенной опасности — это целая совокупность мер, которые должны реализовываться постоянно. «По оценкам экспертов, более 70 % техногенных катастроф и аварий связаны с человеческим фактором. Следовательно, профессиональная компетентность — главный вектор обеспечения техногенной энергобезопасности».[9]
Проблема энергобезопасности
В настоящее время резко обострилась конкуренция за энергоресурсы, появились прогнозы о скором их истощении. Все это сделало проблему энергобезопасности наиважнейшей в первую очередь для стран, зависящих от нефтегазового импорта.
Возможностей для обеспечения энергобезопасности у развитых стран не так много. «Потенциал энергосбережения в рамках базовых технологий в основном был реализован уже к концу 80-х годов».[1] США, например, планирует вернуться к старым месторождениям нефти, а также начать разработку новых, расположенных в Арктическом Национальном Заповеднике или на отдалённых шельфах, что грозит неоправданно высокими издержками.
В настоящее время экспертам неизвестно точное количество запасов нефти. Особенно мало данных об арабских странах, в связи с тем, что они долгое время завышали количество имеющихся у них ресурсов с целью увеличения квоты добычи и экспорта. «По некоторым оценкам, речь может идти о двукратном превышении реально имеющихся запасов».[1] Аналитики не могут точно спрогнозировать пик мировой добычи нефти (пик М. Хабберта). Для США он пройден ещё в 1970 г., после чего добыча упала чуть ли не вдвое. «Для мировой нефтяной отрасли он прогнозируется либо в начале второго десятилетия XXI века, либо к середине 2030-х годов».[1] Более важная проблема, чем ограниченность ресурсов, — это незнание их запасов. Страны-поставщики стараются удержать государственный контроль над национальными ресурсами. Но зачастую такая стратегия неэффективна. Впрочем, попытки стран-импортёров решить проблему энергобезопасности своими силами также обречена на неудачу. Одна из главных особенностей проблемы глобальной энергобезопасности заключается в том, что односторонние действия государств не приводят к положительным результатам и требуются совместные усилия всех заинтересованных в решении данной проблемы сторон.
И. И. Мазур подчеркивает необходимость развития новой концепции глобальной энергетической безопасности — «Энергия будущего», в рамках которой выделяются следующие приоритетные направления: энергосбережение; применение экологически чистых технологий добычи, транспортировки и сжигания топлива; использование возобновляемых источников энергии как основы развития человечества и сохранения значительных объемов природных ресурсов для будущих поколений[10].
Юридический аспект энергетической безопасности
Торговля энергоносителями юридически регулируется различными международными соглашениями.
Часть соглашений специально разрабатываются для повышения энергетической безопасности. Часто они своей целью ставят отделение производственной деятельности от транспортной и распределительной и нацелены на открытие и либерализацию энергетического рынка.
Первый важный документ, посвящённый энергетической безопасности, был создан странами-производителями, которые с помощью него пытались закрепить национальный суверенитет над природными ресурсами. В начале 1960-х ООН официально признала государственный суверенитет и суверенные права на энергоресурсы. Эта резолюция ООН в определённой степени учитывает вопросы энергетической безопасности, однако она больше благоволит странам-потребителям. В связи с этим была создана Организация стран — экспортёров нефти (ОПЕК), попытавшаяся вернуть странам-производителям контроль над энергоресурсами. В 1968 году был принят важный документ — Декларация о нефтяной политике стран-участниц Организации, которую можно считать началом глобализации энергетической безопасности.
Другим важным событием стало создание странами — членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Международного энергетического агентства (МЭА) в 1974-м году. Страны-участницы МЭА приняли Международную энергетическую программу (МЭП) по выходу из кризисов. Эта программа является первым договором, посвящённым только энергетической безопасности. После этого МЭП попыталась сократить зависимость стран-членов ОЭСР от нефти и стимулировать использование угля, как альтернативного вида топлива.
В декабре 1991 г. была создана Европейская энергетическая хартия. Она стала отправной точкой для последующей работы и привела к принятию в декабре 1994 года Договора к Энергетической хартии (ДЭХ). Документ был ратифицирован 30 государствами, включая большинство стран СНГ, европейские страны, Японию, Австралию и Монголию. Россия после долгих переговоров отказалась ратифицировать Хартию. Главный акцент в ДЭХ был сделан на проблеме транспортировки энергоносителей и на защите потребителя и поставщика от посягательств третьей стороны. Однако, его юридические возможности в деле создания энергетической безопасности сильно ограниченны. При этом, это единственное в своём роде соглашение в энергетике, которое охватывает всю цепочку производства и сбыта энергоресурсов.
В действующих на сегодня соглашениях есть некоторые противоречия. Так называемые «общие» торговые соглашения иногда вступают в противоречие с юридическими аспектами энергетической безопасности. Большинство торговых соглашений регулируют рыночные отношения, но они не могут решить проблему энергобезопасности.
«Юридические договоры могут служить инструментом проведения определённой политики в сфере энергетической безопасности, но они не определяют цели и область действия этой политики. Чисто юридический подход к обеспечению энергетической безопасности обречен на провал».[1] Требуется проведение определённой политики в области энергобезопасности.
В России основным документом, определяющим государственную политику в сфере энергетической безопасности, является Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации.
Технический аспект энергобезопасности
«Наиболее очевидными краткосрочными проблемами в сфере энергетической безопасности являются устойчивость систем транспортировки, а также безопасность добывающей и транспортной инфраструктур».[1] Это подразумевает содержание этих систем в исправности и успешная их эксплуатация. Для поддержания транспортных систем в надлежащем состоянии требуются большие денежные средства. Необходимо также вести постоянный контроль их технической и экологической безопасности. Такой контроль требуется вести как со стороны государства, так и со стороны независимых агентств. Также требуется постоянное совершенствование существующих положений и документов.
Главная долгосрочная техническая проблема — это способность поставщиков создавать излишки энергии. Большинство стран-поставщиков потребляют немного энергии и могут выполнять такую задачу. «Однако в таких государствах-производителях, как Алжир, Индонезия и Россия, неизбежно возникает конфликт между внутренним потреблением и экспортом энергии».[1]
Политический аспект энергобезопасности
Огромное значение для обеспечения энергобезопасности имеет устойчивое развитие и стабильность государств-производителей в сфере энергетики. Такая устойчивость может оказаться под угрозой в связи с необходимостью вести разведку и добычу энергоресурсов во все более сложных условиях, что возможно лишь при использовании сверхсовременных технологий, нанесении ущерба окружающей среде, а также влечёт за собой трудности с транспортировкой.
Энергетическая безопасность зависит от промышленной политики, которую проводят в странах-поставщиках энергии. «Сегодня имеет место противоречие между торговыми стратегиями, такими, как стимулирование свободной торговли, открытие и либерализация энергетических рынков, и стратегией обеспечения энергетической безопасности».[1] Энергобезопасность — это, в первую очередь, политическая проблема.
В современном мире нарушения в обеспечении энергобезопаснсти, как вследствие естественных причин, так и вследствие внешнего, искусственного воздействия, является одной из главных причин дестабилизации социальной, а в будущем и политической обстановки в стране. Например: Экономика СССР во многом зависела от высоких мировых цен на нефть. В 1980-х годах США искусственно, используя определённое влияние на страны добытчики нефти, снизила мировые цены на нефть, тем самым нанеся экономики СССР колоссальный урон. Падение мировых цен на нефть, и как следствие, обвал экономики СССР, в совокупности с накопившимися внутренними проблемами, привёл к распаду СССР.[источник не указан 1082 дня]
На данном примере мы видим — энергобезопасность государства — является одним из важнейших факторов безопасности государства в целом, и его независимого существования.
Литература
- Жак Сапир. Энергобезопасность как всеобщее благо. http://www.globalaffairs.ru/number/n_7780
- Энергобезопасность и энергосбережение. — 2009. — № 6.
- Энергобезопасность в документах и фактах. — 2005. — № 1.
- Общероссийская газета «Энергетика». — 2010. — № 22.
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Жак Сапир. Энергобезопасность как всеобщее благо. http://www.globalaffairs.ru/number/n_7780
- ↑ Тема : Что такое энергобезопасность? — Тема (Deutsche Welle)
- ↑ «Official website of the International Energy Agency:http://www.iea.org/topics/energysecurity/»
- ↑ «Europe’s Vulnerability to Energy Crises:http://www.worldenergy.org/documents/ser_2010_report_1.pdf» Архивировано 24 августа 2013 года.
- ↑ Чиж, А. М. Теоретическая составляющая понятия энергетической безопасности / А. М. Чиж // Сборник научных статей «Актуальные проблемы международных отношений и современного мира» / Науч. ред. В. Г. Шадурский, Е. А. Достанко; Центр международных исследований ФМО БГУ. — Минск, 2012. — С.103-112
- ↑ Денчев, К. Мировая энергетическая безопасность: история и перспективы / К.Денчев // Новая и новейшая история. № 2, 2010. С. 39-58
- ↑ В. Д. Толмачев. С. П. Зернес. Провожая год… // Энергобезопасность и энергосбережение. — 2009. — № 6. — С. 3
- ↑ В. Д. Толмачев. Интервью с ректором Московского института энергобезопасности и энергосбережения (МИЭЭ)// Энергобезопасноть в документах и фактах. — 2005. — № 1.
- ↑ Владимир Толмачев, ректор Московского института энергобезопасности и энергосбережения кандидат технических наук: «Молодые талантливые кадры «подрастают» // Общероссийская газета «Энергетика». — 2010. — № 22. — С. 3.
- ↑ Мазур И. И. 2008. Глобальная энергетическая безопасность. Век глобализации, № 1-2008, с. 57-69. [1]
Ссылки
wikiredia.ru
Энергобезопасность — Википедия
Энергобезопасность — это комплексное понятие, относящиеся к нескольким уровням:
- политическая энергобезопасность;
- экономическая энергобезопасность;
- техногенная энергобезопасность.
«Энергетическая безопасность подразумевает такие условия, при которых потребитель имеет надежный доступ к необходимой ему энергии, а поставщик — к её потребителям. То есть речь идет не только о бесперебойных потоках, но и о стабильных и разумных ценах»[1].
Для того, чтобы достигнуть энергетической безопасности требуется определённая политика государства и проведение специальных мероприятий. Также могут вносить свой вклад в энергобезопасность рынки, но быть единственными, кто это делает, они не могут. Достижение энергобезопасности требует совместного использования всех механизмов регулирования.
«Энергобезопасность — это обеспечение каждой семьи газом и энергией в достаточном объеме и по приемлемым ценам» — считает глава Европарламента Ежи Бузек»[2]. К этому специалисты области добавляют: безопасность источника энергии, гарантии поставок и надежность транзита, контроль за трубопроводами, отказ от газового или нефтяного шантажа, недопущение спекулятивного роста цен и так далее.
«Энергетическая безопасность — это обеспечение бесперебойного доступа к энергетическим ресурсам по приемлемой цене»[3]. Представленные выше определения — это одни из многих определений энергетической безопасности, которая в настоящее время становится одной из важнейших экономических и политических проблем внутренней и внешней политики государства. В качестве примера можно также привести определение, предложенное экспертами Всемирного энергетического совета: способность местных и импортируемых ресурсов удовлетворять растущий спрос на энергию в течение определенного периода времени по доступным ценам[4]. Каждое из определений энергетической безопасности зависит от того, в каком контексте она рассматривается: экономическом или политическом. В современном мире значимость энергетической безопасности определяется не только сокращением запасов углеводородного топлива, но и попытками некоторых государств, преимущественно экспортеров нефти и природного газа, оказывать давление на импортеров энергоресурсов для достижения политических целей[5].
При этом экспортеры и импортеры энергетических ресурсов понимают энергетическую безопасность по-разному. Поставщик заинтересован в высоких, а потребитель — в низких ценах на продукт, и оба -в надежности поставок. Страны-экспортеры энергоресурсов делают главный упор на поддержание «стабильности спроса», который, в конце концов, обеспечивает преобладающую долю их государственных доходов. Развивающиеся страны озабочены тем, как изменение цен на энергоносители влияет на их платежный баланс[6].
Политическая энергобезопасность[править]
Энергобезопасность ассоциируется с энергонезависимостью государства, его субъекта или региона.
Экономическая энергобезопасность[править]
В понятие энергобезопасности включаются тарифы и запасы энергоресурсов, позволяющие решить поставленные задачи. В сознании простых людей энергобезопасность предстает в виде горящей лампочки и теплой батареи.
Техногенная энергобезопасность[править]
Подразумевает «техногенный характер рисков для человека, имущества и окружающей среды, связанный с эксплуатацией любых энергоустановок».[7] «Характер опасности для человека, имущества и окружающей среды энергоустановок, в том числе электрооборудования, тепловых и атомных энергоустановок как энергоснабжающих организаций, так и потребителей электрической и тепловой энергии».[8] Данный тип энергобезопасности включает в себя комплексную оценку техногенной опасности объекта энергетики: электробезопасность и пожарная безопасность, электромагнитная и механическая безопасность, экологическая и промышленная безопасность, взрывобезопасноть, радиационная, ядерная и химическая безопасность и т. п.
Снижение техногенной опасности — это целая совокупность мер, которые должны реализовываться постоянно. «По оценкам экспертов, более 70 % техногенных катастроф и аварий связаны с человеческим фактором. Следовательно, профессиональная компетентность — главный вектор обеспечения техногенной энергобезопасности».[9]
Проблема энергобезопасности[править]
В настоящее время резко обострилась конкуренция за энергоресурсы, появились прогнозы о скором их истощении. Все это сделало проблему энергобезопасности наиважнейшей в первую очередь для стран, зависящих от нефтегазового импорта.
Возможностей для обеспечения энергобезопасности у развитых стран не так много. «Потенциал энергосбережения в рамках базовых технологий в основном был реализован уже к концу 80-х годов».[1] США, например, планирует вернуться к старым месторождениям нефти, а также начать разработку новых, расположенных в Арктическом Национальном Заповеднике или на отдаленных шельфах, что грозит неоправданно высокими издержками.
В настоящее время экспертам неизвестно точное количество запасов нефти. Особенно мало данных об арабских странах, в связи с тем, что они долгое время завышали количество имеющихся у них ресурсов с целью увеличения квоты добычи и экспорта. «По некоторым оценкам, речь может идти о двукратном превышении реально имеющихся запасов».[1] Аналитики не могут точно спрогнозировать пик мировой добычи нефти (пик М. Хабберта). Для США он пройден ещё в 1970 г., после чего добыча упала чуть ли не вдвое. «Для мировой нефтяной отрасли он прогнозируется либо в начале второго десятилетия ХХI века, либо к середине 2030-х годов».[1] Более важная проблема, чем ограниченность ресурсов, — это незнание их запасов. Страны-поставщики стараются удержать государственный контроль над национальными ресурсами. Но зачастую такая стратегия неэффективна. Впрочем, попытки стран-импортеров решить проблему энергобезопасности своими силами также обречена на неудачу. Одна из главных особенностей проблемы глобальной энергобезопасности заключается в том, что односторонние действия государств не приводят к положительным результатам и требуются совместные усилия всех заинтересованных в решении данной проблемы сторон.
И.И. Мазур подчеркивает необходимость развития новой концепции глобальной энергетической безопасности — «Энергия будущего», в рамках которой выделяются следующие приоритетные направления: энергосбережение; применение экологически чистых технологий добычи, транспортировки и сжигания топлива; использование возобновляемых источников энергии как основы развития человечества и сохранения значительных объемов природных ресурсов для будущих поколений [10].
Юридический аспект энергетической безопасности[править]
Торговля энергоносителями юридически регулируется различными международными соглашениями.
Часть соглашений специально разрабатываются для повышения энергетической безопасности. Часто они своей целью ставят отделение производственной деятельности от транспортной и распределительной и нацелены на открытие и либерализацию энергетического рынка.
Первый важный документ, посвященный энергетической безопасности, был создан странами-производителями, которые с помощью него пытались закрепить национальный суверенитет над природными ресурсами. В начале 1960-х ООН официально признала государственный суверенитет и суверенные права на энергоресурсы. Эта резолюция ООН в определённой степени учитывает вопросы энергетической безопасности, однако она больше благоволит странам-потребителям. В связи с этим была создана Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), попытавшаяся вернуть странам-производителям контроль над энергоресурсами. В 1968 году был принят важный документ — Декларация о нефтяной политике стран-участниц Организации, которую можно считать началом глобализации энергетической безопасности.
Другим важным событием стало создание странами — членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Международного энергетического агентства (МЭА) в 1974-м году. Страны-участницы МЭА приняли Международную энергетическую программу (МЭП) по выходу из кризисов. Эта программа является первым договором, посвященным только энергетической безопасности. После этого МЭП попыталась сократить зависимость стран-членов ОЭСР от нефти и стимулировать использование угля, как альтернативного вида топлива.
В декабре 1991 г. была создана Европейская энергетическая хартия. Она стала отправной точкой для последующей работы и привела к принятию в декабре 1994 года Договора к Энергетической хартии (ДЭХ). Документ был ратифицирован 30 государствами, включая большинство стран СНГ, европейские страны, Японию, Австралию и Монголию. Россия после долгих переговоров отказалась ратифицировать Хартию. Главный акцент в ДЭХ был сделан на проблеме транспортировки энергоносителей и на защите потребителя и поставщика от посягательств третьей стороны. Однако, его юридические возможности в деле создания энергетической безопасности сильно ограниченны. При этом, это единственное в своём роде соглашение в энергетике, которое охватывает всю цепочку производства и сбыта энергоресурсов.
В действующих на сегодня соглашениях есть некоторые противоречия. Так называемые «общие» торговые соглашения иногда вступают в противоречие с юридическими аспектами энергетической безопасности. Большинство торговых соглашений регулируют рыночные отношения, но они не могут решить проблему энергобезопасности.
«Юридические договоры могут служить инструментом проведения определённой политики в сфере энергетической безопасности, но они не определяют цели и область действия этой политики. Чисто юридический подход к обеспечению энергетической безопасности обречен на провал».[1] Требуется проведение определённой политики в области энергобезопасности.
Технический аспект энергобезопасности[править]
«Наиболее очевидными краткосрочными проблемами в сфере энергетической безопасности являются устойчивость систем транспортировки, а также безопасность добывающей и транспортной инфраструктур».[1] Это подразумевает содержание этих систем в исправности и успешная их эксплуатация. Для поддержания транспортных систем в надлежащем состоянии требуются большие денежные средства. Необходимо также вести постоянный контроль их технической и экологической безопасности. Такой контроль требуется вести как со стороны государства, так и со стороны независимых агентств. Также требуется постоянное совершенствование существующих положений и документов.
Главная долгосрочная техническая проблема — это способность поставщиков создавать излишки энергии. Большинство стран-поставщиков потребляют немного энергии и могут выполнять такую задачу. «Однако в таких государствах-производителях, как Алжир, Индонезия и Россия, неизбежно возникает конфликт между внутренним потреблением и экспортом энергии».[1]
Политический аспект энергобезопасности[править]
Огромное значение для обеспечения энергобезопасности имеет устойчивое развитие и стабильность государств-производителей в сфере энергетики. Такая устойчивость может оказаться под угрозой в связи с необходимостью вести разведку и добычу энергоресурсов во все более сложных условиях, что возможно лишь при использовании сверхсовременных технологий, нанесении ущерба окружающей среде, а также влечет за собой трудности с транспортировкой.
Энергетическая безопасность зависит от промышленной политики, которую проводят в странах-поставщиках энергии. «Сегодня имеет место противоречие между торговыми стратегиями, такими, как стимулирование свободной торговли, открытие и либерализация энергетических рынков, и стратегией обеспечения энергетической безопасности».[1] Энергобезопасность — это, в первую очередь, политическая проблема.
- Жак Сапир. Энергобезопасность как всеобщее благо. http://www.globalaffairs.ru/number/n_7780
- Энергобезопасность и энергосбережение. — 2009. — № 6.
- Энергобезопасность в документах и фактах. — 2005. — № 1.
- Общероссийская газета «Энергетика». — 2010. — № 22.
- ↑ 1,01,11,21,31,41,51,61,7 Жак Сапир. Энергобезопасность как всеобщее благо. http://www.globalaffairs.ru/number/n_7780
- ↑ Тема : Что такое энергобезопасность? — Тема (Deutsche Welle)
- ↑ «Official website of the International Energy Agency:http://www.iea.org/topics/energysecurity/»
- ↑ «Europe’s Vulnerability to Energy Crises:http://www.worldenergy.org/documents/ser_2010_report_1.pdf»
- ↑ Чиж, А.М. Теоретическая составляющая понятия энергетической безопасности / А.М. Чиж // Сборник научных статей «Актуальные проблемы международных отношений и современного мира» / Науч. ред. В.Г. Шадурский, Е.А. Достанко; Центр международных исследований ФМО БГУ. — Минск, 2012. — С.103-112
- ↑ Денчев, К. Мировая энергетическая безопасность: история и перспективы / К.Денчев // Новая и новейшая история. № 2, 2010. С. 39-58
- ↑ В. Д. Толмачев. С. П. Зернес. Провожая год… // Энергобезопасность и энергосбережение. — 2009. — № 6. — С. 3
- ↑ В. Д. Толмачев. Интервью с ректором Московского института энергобезопасности и энергосбережения (МИЭЭ)// Энергобезопасноть в документах и фактах. — 2005. — № 1.
- ↑ Владимир Толмачев, ректор Московского института энергобезопасности и энергосбережения кандидат технических наук: «Молодые талантливые кадры «подрастают» // Общероссийская газета «Энергетика». — 2010. — № 22. — С. 3.
- ↑ Мазур И. И. 2008. Глобальная энергетическая безопасность. Век глобализации, № 1-2008, с. 57–69. [1]
wp.wiki-wiki.ru