+7 495 120-13-73 | 8 800 500-97-74

(для регионов бесплатно)

В чём плюсы и минусы биоэтанола — ДРАЙВ

В последнее время в мировой прессе всё чаще публикуются сообщения об опасности и даже вредности массового перевода автомобилей на биоэтанол. Одно авторитетное мнение очень скоро оспаривается другим, не менее авторитетным. Критика настолько жёсткая, что поневоле вызывает недоумение. Как такое может быть: ведущие страны принимают энергетические стратегии, которые, если верить скептикам, совершенно бездумны и являются кратчайшим путём к масштабным экологическим и экономическим катастрофам? Где правда? Попробуем разобраться.

Противники сжигания этанола в двигателях внутреннего сгорания приводят убедительные доводы. Они не опровергают факта, что при использовании этилового спирта выхлоп автомобилей становится намного чище. Это действительно так. Главная же беда — в самом производстве этого вида топлива, когда в атмосферу выбрасываются огромные количества углекислого газа. А значит, вся экологическая эффективность использования спиртосодержащих смесей сводится на нет. И бравые лозунги о борьбе с глобальным потеплением, об изменении климата не только теряют свою актуальность, но даже смешны.

Вообще говоря, этиловый спирт можно получать из любых растений, лишь бы там в достаточном количестве содержались сахар и крахмал. Картофель, ячмень, пшеница, свёкла — всё подходит. Но лучший вариант — сахарный тростник. Можно также перерабатывать различные отходы, например древесные опилки, но пока что это экономически невыгодно. А потенциально рентабельные методы находятся в стадии разработки.

Правы они? И да и нет. Производство этанола действительно насыщает атмосферу парниковыми газами (ещё они называются GHG — от greenhouse gas) в количествах, сопоставимых с выбросами бензиновых двигателей внутреннего сгорания. Но у всякой монеты есть и обратная сторона. Дело в том, что в процессе производства и сжигания 1 литра этанола из растительного сырья в атмосферу попадает ровно столько же CO2, сколько до этого было поглощено теми же самыми растениями в результате реакции фотосинтеза. По сути производство этилового спирта есть не что иное, как «фотосинтез наоборот», с той лишь разницей, что в одном случае требуется солнечный свет, а в другом — выделяется тепло.

Когда биоэтанол получит глобальное распространение, а всё к этому и идёт, то «с банкой чистого спирта» можно будет не только ходить в гости, но и помогать тем несчастным на дороге, у которых совсем опустел бак. Если вас смущает цвет, то помните, что в отличие от пищевого топливный спирт не подвергается чересчур уж тщательной обработке.

Получается, биоэтанол абсолютно нейтрален в качестве источника парниковых газов. Значит — лучше от него не станет, но и хуже не будет, в отличие от продуктов переработки нефти. Есть у этилового спирта и ещё одно преимущество: положительный энергетический баланс. В зависимости от вида сырья последний может колебаться от 1,24 до 8. То есть при сжигании этанола выделяется в несколько раз больше энергии, чем затрачивается при его производстве. В этом смысле «скандальное топливо» на порядок превосходит бензин или солярку. Только вообразите себе расходы на разведку, добычу, транспортировку, переработку нефти, и вы поймёте, что топливный баланс нефтяных продуктов значительно меньше единицы.

Сам процесс заправки этанолом не содержит в себе ничего особенного — всё ровно так же, как и в случае с бензином. Однако сеть таких заправок сегодня ещё только развивается. Например, в США точек, где продают E85, сегодня насчитывается примерно полторы тысячи.

Но и без недостатков у C2H5OH не обходится. При сгорании 1 литра этилового спирта выделяется на 34% меньше энергии, чем при сгорании того же объёма бензина. Выходит, что если заправлять автомобиль топливом с содержанием этанола (к примеру, широко пропагандируемой смесью с бензином E85), то расход топлива неизбежно возрастёт вплоть до этих самых 34% — всё будет зависеть от концентрации спирта в каждом конкретном случае. Но с этой печальной картиной столкнутся лишь владельцы машин с двигателями, изначально рассчитанными на традиционный бензин и лишь затем адаптированными под новомодное топливо.

Из примерно тысячи европейских этанольных заправок почти 800 находятся в Швеции. Эта страна планирует лет через 20 вообще отказаться от нефти. Скандинавы уповают на гибриды, потребляющие этанол. На этой фотографии люди из Scania представляют новейший городской автобус.

Нельзя забывать, что октановое число этанола равно 105. Это означает, что его можно сжигать в двигателях с куда большей степенью сжатия. Так что, в принципе, двигатели, рассчитанные исключительно на новый источник энергии, должны быть уж никак не хуже нынешних бензиновых или дизельных собратьев. И в плане экономичности, и в плане мощностных характеристик. А уж про экологию и говорить не приходится! Примерно на 80% уменьшаются выбросы углеродных соединений, а конкретно CO2 снижаются на 30%. Но заливать в такие машины бензин категорически нельзя — детонация мигом убьёт технологичный мотор.

Вот так выглядит стандартный завод по производству биоэтанола. Отличие от классических спиртовых заводов только в масштабах производства и количестве ректификационных колонн. Получают «зелёное» топливо, что называется, не отходя от кассы, прямо в поле. Это связано с тем, что транспортировка сырья серьёзно увеличивает себестоимость.

В этом смысле весьма пессимистично выглядят перспективы так называемых многотопливных (чаще всего битопливных) автомобилей. Они могут называться Flex Fuel, Flexifuel, BioFlex, Tri-Flex и как угодно ещё — всё зависит от фантазии фирм-производителей. Про такие разработки мы писали уже не раз и не два. Причём если некоторые носят статус концептов, то другие — вполне себе серийные машинки. Но у всех этих автомобилей есть один противный недостаток — этанол там сжигается неэффективно, ведь степень сжатия нельзя изменить, просто нажав кнопку на панели.

Не секрет, что наиболее дешёвым способом транспортировки жидких топлив является закачка их в трубопровод. Но в случае с этанолом появляется проб

www.drive.ru

Особенности производства биоэтанола. Cleandex

Биоэтанол является альтернативным видом жидкого осветленного топлива для бензиновых двигателей.

Согласно официальному определению, биоэтанол – это этиловый спирт, производимый из биомассы и/или биологически разлагаемых компонентов отходов и используемый в качестве биотоплива. Химическая формула – С2Н5ОН.

Более распространенным является определение биоэтанола как жидкого спиртового топлива, вырабатываемого из сельхозпродукции с высоким содержанием сахара и крахмала (кукурузы, зерновых, сахарного тростника и др.). 

Технология производства

Биоэтанол получают в результате спиртового брожения (ферментации частей растительного сахара и крахмала) с последующей ректификацией или гидролизным методом.

Рисунок. Технология производства биоэтанола

Процесс получения биологического спирта достаточно сложен, так как ему предшествует большое число технологических операций, связанных с выделением отдельных компонентов из зерна: крахмала, глютена, зародыша и клетчатки,–в водной среде. Технологическая цепочка во многом схожа с процессом производства пищевого спирта. При этом в случае биологического топлива все чаще используют технологию мокрого помола зерна.

Сначала зерно очищается и замачивается. Затем направляется на мокрое дробление для последующей сепарации зародыша и отделения клетчатки. Оставшийся после сепарации раствор, содержащий растворенный крахмал и глютен, направляется на вторую стадию сепарации. На данном этапе происходит выделение глютена из оставшегося раствора с образованием влажного глютена и крахмала. Полученный влажный крахмал, посредством разных технологических операций, преобразуется в следующие продукты: сухой крахмал, этанол, концентрированную фруктозу.

В отличие от пищевого спирта, биоэтанол почти не содержит воды (его концентрация – 99,8%) и производится укороченной дистилляцией (две ректификационные колонны вместо пяти). Основными составляющими биологического спирта являются метан и сивушные масла, что делает его непригодным для питья.

Особенностью производственного процесса является получение так называемого «ко-продукта». В случае сухого помола зерна – сухая дробина с растворимыми веществами (DDGS – Distillers Dried Grains with Solubles) и СО2 ; в случае мокрого помола – глютен (пшеничная клейковина, если сырье – пшеница), СО2 и корма для животных.

Как правило, оставшиеся после ферментации продукты (оболочки зерна, дрожжи, протеин (глютен) зерна) находят широкое применение в качестве корма для скота и служат дополнительным источником прибыли для биотопливных производителей.

Углекислый газ, образующийся в больших количествах в ходе технологических операций, довольно сложно продать из-за его низкой стоимости, поэтому обычно крупные биоэтанольные компании конструируют в непосредственной близости от основного производства комплексы по переработке СО2.

 

Сырье

Современные технологи позволяют использовать практически любое сахаро- и крахмало- содержащее сырье: сахарный тростник, сахарную свеклу, картофель, кукурузу, пшеницу, ячмень, рожь и т. д.

Таблица. Объем производства биоэтанола из различных сельскохозяйственных культур

Специалисты Российской биотопливной ассоциации отмечают, что клубневые культуры, с учетом показателей урожайности и стоимости сырья на литр биоэтанола, могут также использоваться для производства биологического топлива наряду с зерновыми. Однако сам процесс их производства довольно трудоемок и экономически не столь привлекателен. Картофель, по мнению специалистов, целесообразно использовать лишь в качестве дополнительного сырья.

Самыми распространенными сырьевыми источниками являются сахарный тростник и зерно, причем в 90% зерна приходится на кукурузу.

Организация производства

Производство биоэтанола представляет собой технологический процесс, аналогичный производству пищевого спирта (только количество ректификационных колонн – две, а не пять).

По оценкам Российской биотопливной ассоциации, размер участка для завода мощностью около 150 млн л этанола и 128 тыс.т сухой барды должен составлять 10–16 га (примерно 200*500 м). В случае организации рельсового кольца для железнодорожного состава в 100 вагонов, необходимо 60–70 га земли.

Биозавод топливного этанола очень энергоэффективен. Везде, где можно, энергия восстанавливается и используется в дальнейших процессах. Современные параметры использования энергии (сухой помол, кукуруза): электричество – 0.30 кВт-час на литр этанола; энергия–10.0 МДж на литр; вода – 3 литра на литр этанола.

Как правило, организация биотопливного производства подразумевает создание полного производственного комплекса – от переработки сырья до получения готового биологического продукта.

Главный критерий выбора той или иной сельхозкультуры – ее доступность и наличие для переработки круглогодично. Значительным преимуществам в условиях нестабильных цен на зерно и масличные растения является наличие собственной сырьевой базы.

Инвестиции

По экспертным оценкам, стоимость строительства завода по производству биоэтанола находится в пределах от 0.5 до 1.0 доллара за литр мощности.

Показатели рентабельности во многом зависят от действующих цен на нефть в стране: чем они выше, тем больше доходность от изготовления биотоплива. Например, в Европе при достаточно высоких ценах на традиционные энергоресурсы, этот показатель достигает – 30–35%. В России же он несколько ниже.

К ведущим способам повышения рентабельности можно отнести организацию собственного изготовления сырья и развитие переработки «ко-продуктов» и их последующую продажу.

 

Более подробная информация об особенностях организации производства биоэтанола в условиях российского рынка представлена в отчете «Маркетинговое исследование рынка биотоплива» 

Источник:
Cleandex.ru/Research.Techart

www.cleandex.ru

Биоэтанол Википедия

Завод по производству этанола в Зап. Бёрлингтоне, шт. Айова

Биоэтанол — обычный этанол, получаемый в процессе переработки растительного сырья для использования в качестве биотоплива. Мировое производство биоэтанола в 2005 году составило 36,3 млрд литров, из которых 45 % пришлось на Бразилию и 44,7 % — на США. Этанол в Бразилии производится преимущественно из сахарного тростника, а в США — из кукурузы. Производство этанола из тростника на сегодняшний день экономически более выгодно, чем из кукурузы. Федеральное правительство США предоставляет производителям этанола налоговый кредит (но не субсидии) до $0,51 за галлон этанола. Бразильский этанол дёшев из-за низких заработных плат у сборщиков сахарного тростника.

США в августе 2005 года приняли «Энергетический Билль» (Energy Policy Act of 2005), и «Стандарт возобновляемых видов топлива» (Renewable Fuels Standard). Они предусматривают к 2012 году ежегодное производство 30 миллиардов литров этанола из зерновых и 3,8 миллиард литров из целлюлозы (стебли кукурузы, рисовая солома, отходы лесной промышленности и т. д.).

Сырьё для производства биоэтанола[ | ]

Клубни маниока

В настоящее время большая часть биоэтанола производится из кукурузы (США) и сахарного тростника (Бразилия). Сырьём для производства биоэтанола также могут быть различные с/х культуры с большим содержанием крахмала или сахара: маниок, картофель, сахарная свекла, батат, сорго, ячмень и т. д.

Большим потенциалом обладает маниок. Маниоку в больших количествах производят Китай, Нигерия, Таиланд. Себестоимость производства биоэтанола из маниоки в Таиланде — около $35 за баррель нефтяного эквивалента.

Лучшим климатом для производства сахарного тростника обладает Перу, страны Карибского бассейна. В больших количествах сахарный тростник могут также производить Индонезия и некоторые африканские страны, например, Мозамбик.

Этанол можно производить в больших количествах из целлюлозы. Сырьём могут быть различные отходы сельского и лесного хозяйства: пшеничная солома, рисовая солома, багасса сахарного тростника, древесные опилки и т. д.

ru-wiki.ru

Биоэтанол

Биоэтанол – жидкое топливо из спирта, который добывают из растений. Чаще всего основной для производства биоэтанола становятся кормовые культуры, богатые крахмалом. К ним относится кукуруза, сахарный тростник, свекла, картофель и другие.

Зачем искать замену дизельному топливу?

Главное преимущество биоэтанола в том, что сырье, используемое для его производства относится к так называемому возобновляемому виду. Растения можно выращивать каждый год, в отличие от нефти, которую добывают из земли. Ресурсы нефти не безграничны, а производство культурных растений — процесс теоретически  относящейся к полезным ископаемым. Поиски возобновляемого сырья для производства альтернативного топлива — крайне актуальная и перспективная стратегия.

Один из перспективных путей развития поиска альтернативного топлива — получение биоэтанола из водорослей хлорелла. Этот вид водорослей по сей день никак не используется человеком

На данный момент о полном переходе на топливо растительного происхождения речи не идет, хотя многие транспортные компании в США и Европе проводят эксперименты по длительной эксплуатации автомобилей из своих парков на биоэтаноле.

На данный момент экспериментально доказано, что, смесь из 10-30% биоэтанола и 90-70% дизельного топлива не наносит никакого ущерба дизельному двигателю. Кроме того, использование смеси с биоэтанолом способствует снижению уровня вредных выбросов в атмосферу. В некоторых странах с развитым сельским хозяйством (Аргентина, Бразилия) биоэтанол применяется в смеси как с дизельным топливом, так и с бензином. Недостаток биоэтанола, не позволяющий использовать его в чистом виде — существенное повышение вязкости при температуре ниже +15 градусов.

Лидеры в производстве биоэтанола

Сегодня спрос на биоэтанол возрастает с каждым днем. Лидером по производству является Бразилия, но в скором времени она может уступить позиции США. Не менее активно в данной области развивается и Канада, в которой уже реализуются программы, направленные на увеличение производства биотоплива. В числе лидеров на Европейском континенте Германия, Италия, Франция и Испания. Соответствующие программы приняты в Китае и Индии.

Преимущества и недостатки биоэтанола

Биоэтанол — нетоксичное, растворяющееся в воде вещество, не оказывающее разрушительного воздействия на окружающую среду. Добавление биоэтанола в другие виды топлива способствует снижению вредных выбросов и соединений примерно на 30%. К преимуществам также следует отнести возможность налаживания безотходного производства.

Биоэтанол используется для заправки Saab 9-3 (с двигателем BioPower), Ford Focus и Ford C-MAX Flexifuel

Одним из основных недостатков биоэтанола следует считать расслоение топлива при низких температурах с образованием на поверхности слоя парафина. По этой причине применение его в чистом виде возможно только летом. Использование большого количества присадок снижает экономическую эффективность, поэтому на данный момент биоэтанол преимущественно используется в смеси с дизельным топливом. Что касается энергетических свойств, при сгорании 1 литра биоэтанола выделяется на 37% меньше тепла по сравнению с дизельным топливом. 

Смешивание биоэтанола с бензином

Добавление биоэтанола в бензин экономически выгодно. Стандартизированная топливная смесь бензина и этанола получила название «Е10». Больше всего автомобилей с двигателями, работающими как на бензине, так и Е10, продается в США. Топливо Е10 допущено к использованию всеми крупными автомобильными компаниями.

Биоэтанол в России

Первый российский завод, занимающийся производством биоэтанола, был открыт во Владикавказе, в 2012 году. Основное производственное сырье — кукурузное зерно, при переработке которого на заводе получают не только этанол, но и глютен, глюкозу и др. продукты. В сутки выпускается порядка 200 тонн биоэтанола. В Северной Осетии действует программа, в соответствии с которой поступающий в продажу бензин должен содержать 5-7% биоэтанола. Однако из-за растущих цен на крахмальные зерновые культуры и высоких акцизов на спирт данная отрасль развивается не слишком интенсивно. Тем не менее, в России планируется строительство еще нескольких заводов по производству биоэтанола.

Особенности эксплуатации биоэтанола в двигателя

На смеси этанола с бензином могут ездить только FFV-автомобили (от английского сочетания «Flexible-fuel vehicle», то есть «автомобиль с гибким выбором топлива») . В этанольно-гибридных машинах устанавливается специальный датчик кислорода, а также подвергаются замене некоторые прокладки. Помимо этого, бортовой компьютер должен уметь определять процент содержания спирта в топливе.

Существует марка спортивного бензина, который на деле ни что иное, как смесь высокооктанового бензина с биоэтанолом. Марка называется Е85

Необычная ситуация сложилась в США, когда производитель «GM» выпустил несколько миллионов гибридных автомобилей, работающих на смеси биоэтанола. При этом в инструкции не было указано, что необходимо использовать нестандартное топливо. В результате разразился скандал, и производитель был вынужден разослать информацию каждому покупателю.

Интересные факты о биоэтаноле

Плотность этанола 0,8 кг/л. Это означает, что вес десятилитровой канистры с биоэтанолом составит всего 8 кг без учета веса канистры.

Биоэтанол необходимо правильно хранить, иначе он будет испаряться.  Испарение существенно замедляется при температуре ниже -20 градусов. В отличие от дизельного топлива, которое почти не испаряется, эффективное хранение биоэтанола возможно только в канистре с крышкой.

Один из альтернативных путей создания топливной стратегии будущего — использование растительной биомассы для выработки электричества и зарядки электромобилей

Чтобы этанол превратился в лед, необходима температура -114,5 градусов. Температура воспламенения +425 градусов. Для сравнения, спичка загорается при +80 градусах.

В Америке смеси биоэтанола занимают около 30% общего объема топлива. Благодаря налаженному производству и активному развитию отрасли топливо в США стоит на 14% меньше, чем стоило бы без использования биоэтанола.

blamper.ru

Биоэтанол

В США половина бензина – уже с добавкой биоэтанола, а в России рынка биотоплива не существует в принципе

В последние годы в мире наблюдается резкое  повышение интереса к биотопливу – возобновляемой альтернативе нефти. Джордж Буш выступает с программой довести долю биоэтанола в США до 20% к 2020 году, похожие меры принимает Европейский Совет, Швеция планирует через 20 лет вообще отказаться от нефти. Между тем в России рынка биотоплива не существует как такового, а законодательство эту ситуацию только усугубляет. О состоянии и перспективах мирового и отечественного биотопливного рынка мы беседуем с вице-президентом Российской биотопливной ассоциации Алексеем Аблаевым.

Справка: Аблаев Алексей — вице-президент Российской биотопливной ассоциации. Выпускник физического факультета Новосибирского Государственного Университета. В 2004 году получил степень MBA в бизнес-школе Мичиганского Университета, Анн Арбор, США со специализацией в стратегическом планировании и международном бизнесе.

Алексей Равильевич, уместно будет начать интервью с ответа на вопрос, что сегодня понимают под биотопливом.

Биотопливо – это любое топливо из возобновляемого сырья. Оно подразделяется на твердое и жидкое; твердое – это, например, дрова. И с применением дров как биотоплива в мире нет технологических проблем:  котлы есть, сжечь там дрова – элементарно. Проблема с энергией в мире вообще как таковая не стоит. Нормально развиваются технологии сжигания угля, торфа, газа, та же атомная энергия при нормальном подходе экологична и дает «чистое» электричество и/или тепловую энергию. Проблема сейчас в нехватке компактной энергии, той, которая  будет двигать наши автомобили.

Если говорить об этой энергии, о жидком биотопливе, то его существует, по большому счету, два вида – это биоэтанол и биодизель. Сразу оговоримся, что есть и другие виды жидкого биотоплива «второго поколения» – биобутанол, биотопливо, полученное по технологии газификации и т.д., но пока говорить об их широком использовании еще рано.

Какие сейчас есть способы производства биоэтанола?

Если не брать в расчет производство этанола из нефти, то остается один способ – тот же самый, что и при  «водочном» производстве спирта: брожение и перегонка. Сахара могут быть как готовыми (сахарные тростник и сахарная свекла), так и получаемыми из зерна, целлюлозы и т.д. Главные отличия завода биоэтанола от простого спиртзавода – это масштабы производства, упрощенная процедура дистилляции, повышенная энергоэффективность. Если говорить о масштабах, то стандартный спиртовый завод  обычно производит 3,000 декалитров спирта в сутки, а нормальный биотопливный завод начинается с других  масштабов, по крайней мере в 15 раз больших.

Из какого сырья наиболее распространено производство топливного спирта?

Большего всего спирта производят из кукурузы и сахарного тростника. Много производится также из пшеницы и сахарной свеклы. Использование кукурузы  характерно в основном  для США  и части Европы, где она хорошо растет, сахарного тростника – для Южной  и Центральной Америки, Индии. Понятно, что сахарный тростник – сырье самое лучшее. Тут можно применять самый простой процесс производства этанола с использованием готовых сахаров, отходы (багасса) сжигаются для производства пара и электроэнергии, в итоге получается самое дешевое топливо.

Вкратце, как получают биодизель?

Процесс тут тоже один. Есть большая путаница с определением понятия «биодизель», я придерживаюсь такого: биодизель – это метиловый или этиловый эфир растительных масел или животных жиров.  Биодизель – это химически модифицированное масло, то есть, это, как правило, метиловые эфиры жирных кислот из рапса и сои. В Америке это традиционно соя, потому что она хорошо идет по кукурузе, в Европе более популярен рапс. Биодизель получают смешивая 100 частей масла, 10 частей  метилового спирта и 1 часть щелочи, при этом на выходе 100 частей биодизеля, 10 частей глицерина и 1 часть твердых отходов. Биодизель можно использовать без какой-либо модификации мотора, но рекомендуется смешивать с обычной соляркой 20:80, получая топливо Б20 (20% биодизеля).

В каких сегментах топливного рынка сегодня биотопливо занимает существенный процент?

Ни в каких. В реальности, в США автомобильное биотопливо занимает долю в 4-5%, в Европе примерно такая же цифра. Не надо быть наивными – мы никогда не заменим нефть. Максимальная доля биотоплива в будущем — 25-30%, если не появится каких-то прорывных технологий.

Но если говорить о Бразилии, то там биотопливо уже занимает примерно 30% . Стремительно растет доля потребления биотоплива только потому, что сейчас дорогая нефть и благоприятная экономическая конъюнктура. В Бразилии уже не пользуются спросом обычные машины, а покупаются только flexible fuel vehicles (FFV, автомобили, которые могут ездить на любой смеси этанола и бензина). Там водитель, приезжая на заправку, сравнивает, что ему выгоднеее заправить – этанол или бензин, и  решает сам. Во всех остальных странах это все пока экспериментально, хотя в Америке примерно половина бензина продается с добавкой 10% биоэтанола.

Эта добавка как-то влияет на свойства топлива?

Конечно, влияет. Добавка в 10% этанола (т.н. топливо E10) не требует переделки двигателя машины, и более того — эта добавка  разрешена к применению всеми производителями машин. При 10% этанола в бензине на 30% меньше вредных выбросов за счет того, что в этаноле есть кислород. Если говорить просто, то таким образом дожигаются вредные выбросы. В Америке в большинстве мегаполисов федеральным законом продавцы топлива обязаны применять кислородосодержащие добавки (2.7% кислорода в бензине), и этанол сегодня практически заменил тут использовавшийся ранее метилтретбутиловый эфир. Кроме того, этанол улучшает моющие свойства топлива.

Как соотносится стоимость литра биоэтанола и литра обычного бензина в Америке и в Европе?

Правильнее будет говорить о себестоимости, потому что розничная цена этанола четко привязана к цене бензина независимо от себестоимости, и этанол на заправке на 10% дешевле бензина для стимулирования спроса. Кроме того, в этаноле содержится чуть-чуть меньше энергии, чем в бензине, т.е., если мы используем обычную машину, то расход топлива возрастает. Но так как этанол – это высокооктановая добавка, то при использовании машины, оснащеной двигателями высокой компрессии,  разницы в расходе топлива на километр не будет.

Если говорить о себестоимости в абсолютных цифрах, то себестоимость этанола в Бразилии — 20-25 центов за литр, себестоимость этанола, произведенного в США —  30-35 центов, при этом себестоимость ближневосточного бензина в Роттердаме (без налогов и акцизов) – 50 центов.

Если себестоимость этанола настолько ниже, то в чем проблема?

Проблема только в менталитете. Президент Буш размахивает флагом с лозунгами «Этанол вперед!». В этом плане показательно недавнее заявление Фиделя Кастро (http://www.granma.cu/INGLES/2007/marzo/juev29/14reflex.html), смысл которого в том, что «вы то вперед, а нам есть нечего». Но это – очередная  шпилька Америке, точнее – желание вбить клин между США и Южной Америкой. Потому что Буш строит отношения с Южной Америкой, с теми странами, которые еще хоть как-то к нему лояльно относятся (это в первую очередь Бразилия), на биотопливе. И понятно желание Кастро просто вбить клин в эти отношения, хотя для того, кто разбирается в сахарном тростнике, послание Фиделя выглядит полным бредом — в Бразилии тростник растет гораздо южнее экватора, то есть в более холодном климате, чем экваториальные леса, и если, как утверждает Кастро, ради биоэтанола там что-то вырубается, то минимально.

Леса вырубаются в основном из-за древесины, а не из-за того, что нужны плантации для сахарного тростника. Поэтому здесь он не прав. Но он прав в том, что топливо начинает входить в прямую конкуренцию с продуктами питания. Например, сейчас сахар — товар, взаимосвязанный с нефтью: дорожает нефть —  дорожает сахар. Это неизбежность, и если выгодно производить биоэтанол, а не сахар, то запретами ничего не сделать. Дорожает нефть, и ситуация с пищевыми рынками будет все хуже.

Хотя для Америки рост цен на еду не составляет больших проблем, для американской нации это, может быть, только лучше. Если есть предложения производить биодизель из жира, отсосанного в результате косметических операций, то сам факт появления такой идеи говорит о том, что небольшой рост цен на продукты питания —  не  проблема для Америки. Последние законодательные инициативы Америки в области биотоплива впечатляют  – группа сенаторов от «кукурузных» штатов (в том числе потенциальный будущий черный президент США Барак Обама, сенатор от крупнейшего «кукурузного» штата Иллинойс) внесла проект закона, суть которого состоит в следующем: через 10 лет каждая новая американская машина, продаваемая в Америке должна быть FFV, каждая вторая заправка обязана иметь колонку Е-85,  а это 85% этанола, плюс еще меры для расширения производства этанола из целлюлозной биомассы (солома и опилки).

Объясните, в чем особенность FFV-машин?

FFV (этанольно-гибридные) – это машины, которые могут ездить на любой смеси этанола и бензина. Отличие  в стоимости этой машины от обычной – 200-300 долларов, потому что там ставится новый датчик на кислород, немного меняются компьютер, чтобы машина понимала процент содержания этанола, плюс меняются некоторые прокладки на те, которые лучше держат этанол. В США был интересный случай —  компания GM произвела несколько миллионов таких машин, но в инструкции по эксплуатации про этанол не было сказано ни слова.  Компания получила субсидии от федерального правительства за каждую произведенную машину, и им было реально все равно, будут ли покупатели их заправлять биоэтанолом. Но был скандал, их заставили разослать всем покупателям информацию. В этом плане в Америке уже миллионы таких машин, в основном, конечно, в «кукурузных» штатах, где бензин с добавкой этанола дешевле на 3-5 центов за литр.

Какова в принципе в американской биотопливной программе доля геополитики (стремление сократить зависимость от иностранной нефти), и какова — экономики?

Программа развития производства этанола не нова, еще в семидесятых, в эпоху Картера и безумных цен на нефть, она уже вытаскивалась с полок. Если бы у этой программы не было экономической выгоды, она бы не победила ни за что. Сегодня программа выгодна и без геополитики, а геополитика просто расширяет ее возможности – увеличивает число заводов, дает какие-то субсидии на новое топливо второго поколения.
Вообще в принципе Америку никто не заставит покупать то, что не выгодно, в этой стране экономика на первом месте, поэтому это в первую очередь экономическая программа, рабочие места, налоги штату — это хорошо.

А в чем особенности европейской программы?

В Европе она очень простая. Европейский союз на свои 25 стран выдал рекомендации довести долю биотоплива до 2% к 2006 году, и до 5,7%  жидкого биотоплива к 2010 году. Сейчас ясно, что программа не выполняется. Не успевают, потому что программа была рекомендательная, и сейчас Швеция, Германия, Франция и Испания – передовики, а остальные в хвосте. Поэтому  европейский союз разрабатывает программу уже обязательного применения биотоплива, чтобы достичь этих показателей.

Наверное, в Европе ниже экономическая эффективность?

Да, В Европе экономическая эффективность ниже, потому что там пшеница, которая менее выгодна для производства этанола, чем кукуруза, там дороже строить, дороже производить и так далее, там планируются некие субсидии, даже в Германии, потому что прибыльность этих заводов ниже. А в принципе, учитывая, что в Америке топливо стоит 3 доллара за галлон (4 литра), а в Европе – полтора евро за литр, в этом плане биотопливо все равно выгодно. Швеция объявила, что к 2020 г. она откажется от нефти в принципе, это означает, что топливо будет любое  кроме нефтяного. Это декларация шведов, и я верю, что они этого добьются. Швеция в этом плане самая передовая страна. Очень активно движутся Германия, Франция. Во Франции есть очень интересное сырье: там, чтобы поддерживать спрос на вино, они часть каждый год перерабатывают в спирт.

Какую долю в Европе занимает биодизель?

Большую, потому что европейский автомобильный парк -преимущественно дизельный, очень много дизельных легковых машин – они экономичнее, дешевле топливо, тут много причин. Соответственно, биодизель идет как замена дизтоплива. В Америке преобладает биоэтанол с островками биодизеля, который используется в первую очередь для так называемого муниципального транспорта – школьных автобусов и т.п. Он там дороже, чем обычный дизель, но это были такие пиаровские акции местных муниципалитетов. А в Германии биодизель давно продается на обычных заправках, в основном это B-20 (20% биодизеля, 80% — обычного дизтоплива).

Перейдем к России. Какова ситуация с биотопливом здесь?

У нас 0.3% биотоплива, и это дрова. Поэтому Россия гордо отчитывается, что у нас тоже есть биотопливо. Если говорить серьезно, то биотопливо у нас нигде не используется, кроме как у кустарей, которые сами переделывают свои машины. Нам приходит много запросов – «мы из бочки сделали биодизельный завод», «мы нагнали спирта и заправляем свои машины, все прекрасно ездит». Если говорить про «официальный» этанол – то смесь этанола и воды (водка), и смесь этанола и бензина (топливо) – для государства одно и тоже, это спиртосодержащая жидкость более 2% —  и сразу получаем все акцизы. Получается, что  технологически мы можем производить биоэтанол хоть завтра, есть ГОСТ, любая нефтебаза может купить этанол и смешивать. Вопрос – зачем это им нужно, потому что стоимость совершенно не та, и пресловутый ЕГАИС это все подразумевает — никакой нефтебазе или нефтяной компании это не нужно.

Для развития рынка, по нашему мнению, требуется два закона. Первый закон мы лоббируем  в хорошем смысле, говорим, что это нужно, это закон «О биотопливе», который вводит некие базовые понятия. И второе – это изменения в закон «Об обороте этилового спирта», где должно появиться понятие «топливный этанол», который надо вывести за акцизы и снять проблемы с ограничением оборота.

Что мы предлагаем для того, чтобы у нас не воровали этот этанол и не пили? Производить биоэтанол должны крупные заводы «в чистом поле», то есть, заводы, построенные специально. Максимум, что такой завод может произвести – это спирт-сырец. Его пить, конечно, можно, но в бутылку его не нальешь, он мутный, там сивухи много. А так – если завод крупный, построенный, как правило, на частные инвестиции, то нормальный хозяин не будет гнать вагон-другой водки налево, потому что это большие риски в целом для его бизнеса. Он подпишет контракт с уважаемыми покупателями, например, на Западе, и будет гнать. Это первое. А второе – никаких проблем, если существующие спиртзаводы будут делать биоэтанол. Только будь добр, срежь 2 или 3 лишних дистиллировочных колонны, то есть, сделай физически невозможным производство пищевого спирта.

Я не вижу проблем в производстве. Понятно, что хорошо бы что-нибудь еще – субсидии и так далее, но пока что нужны базовые меры, чтобы развить рынок. Сейчас все проекты, которые обсуждаются — проекты на экспорт в Германию, Финляндию и т.д.

А биодизель?

Там тоже есть проблемы, потому что биодизель у нас не выгоден экономически. Ситуация простая – в Германии субсидируется производство биодизеля в момент перегонки масла в биодизель, немцы готовы покупать масло по очень высокой цене. По этой цене гораздо проще брать масло, чем делать биодизель и непонятно кому его продавать. Поэтому я всем говорю – ребята, выращивайте рапс, выдавливайте масло, на вашем маслобойном заводе оставляйте место под биодизель, это примерно 1/3 инвестиций. Как только будет рынок, вы быстренько построите себе биодизельный участок. А сейчас делайте масло и продавайте его в Германию. Спрос очень большой, готовы покупать все, что произведут. Но рапс в России исторически – непопулярная культура, у нас очень маленькие посевы, нам самим не хватает. Подсолнечник очень тяжел и очень дорог. Если рапс можно сеять раз в два года, чередуя с пшеницей, то подсолнечник – раз в пять лет, это очень тяжело для почвы. Он более «пищевой», рапс менее прихотлив. А  чтот касается отходов животного производства, отходов отработанных жиров Макдональдса – тут еще нет культуры их сбора. Альтернативы рапсу я не вижу.

Если в России будет разрешено производство биоэтанола, то какова будет его себестоимость?

Дешевле, чем в Европе, примерно как в Америке, в районе 35 центов за литр, но опять же с большим «но». Вопрос, какая будет цена зерна? Сейчас пшеница стоит 4,5 рубля за килограмм, это исторический максимум. Есть такая поговорка – лучшее средство от высоких цен на пшеницу – это высокие цены на пшеницу. Сейчас, я знаю, все крестьяне ринулись сеять еще больше пшеницы, потому что у нас очень короткая память, и все считают, что если все было хорошо, то будет хорошо и дальше. Поэтому мы ожидаем, что цены существенно упадут следующей осенью, в этом плане тут нормальный экономический цикл.

Я слышал, что в наших условиях, (имеются в виду низкие температуры), возникают какие-то проблемы с использованием биоэтанола. Так ли это?

Есть такая тема. Чем она вызвана? Биоэтанол набирает воду, и если у нас плохое качество системы заправок, плохие трубопроводы, дырявые баки, так называемая подтоварная вода, то такая проблема появится. Поэтому мы предлагаем внедрять биоэтанол на нормальные сети заправок. В принципе, пример Канады, которая очень много производит и использует биоэтанол, показывает, что  все может быть нормально. При нормальной культуре производства все эти проблемы решаются. Да, скорее всего, будут какие-то трудности при неправильном использовании, как и везде, но мы научимся. Все, что соответствует Евро-2 и выше, не вызовет никаких вопросов.

Есть ли сегодня потенциальные игроки, которые могли бы выйти на рынок после урегулирования законодательства?

Мы в ассоциации предлагаем два шага для России. Первый шаг – экспорт, второй шаг – внутренний рынок. Экспорт уже сейчас разрешен, проблемы есть, как и у любого российского бизнеса, но можно экспортировать этанол на Запад и в Японию безакцизно. Сейчас строится несколько заводов. В первую очередь это компания «Титан» в Омске, компания «Пава» объявила о том, что перепрофилируется с мукомольной на этанольную тематику, проект Вип-Ойла, это Волгоград. То есть, проекты есть, и люди, как я понимаю, ждут неких сигналов от власти, одобряет она это или нет. Люди готовы строить, деньги есть. Пока что все это ориентировано на экспорт, но если изменить акцизы, то внутренний рынок моментально станет гораздо выгоднее.

Проводили ли вы какие-то консультации с Правительством?

Да. Все за, кроме Минфина, снятие акцизов для них как красная тряпка, они сразу говорят «нет», не разбираясь ни в чем. Если говорить про историю вопроса, то было письмо Путину от министра сельского хозяйства Гордеева с кратким изложением темы. Путин идею одобрил. Сейчас Правительство во главе с Фрадковым готовит  письмо и список мероприятий, которые предлагается выполнить для развития этого рынка. В этом списке мероприятий — те законы, о которых я говорил, плюс масса других законов, например, по кадрам, которые мы начинаем терять.

Посмотрим на реакцию, потому что в целом отношение положительное, то есть Правительство, Минсельхоз двумя руками «за», другие отрасли (нефтянка) скептически «за». У ЛУКОЙЛа 5 тыс. заправок по всему миру за пределами России, где они обязаны использовать биоэтанол, и им без разницы, у кого покупать – у российских производителей, или еще у кого-то, при прочих равных.

Есть ли договоренности с регионами, например, с Москвой?

Как известно, мы живем в федерации и , если в Америке каждый штат принимает свои законы  о качестве воздуха, бензина,  то у нас слово «федерация» означает, что есть федеральные законы, поэтому у Москвы очень мало рычагов влияния или давления на эту ситуацию. Даже правильное начинание Лужкова – Евро-3 ввести раньше, чем во всей стране, моментально осудили, сказали, что нельзя. Это главная проблема. А интерес к этому вопросу огромный, я постоянно общаюсь с московским правительством. Это был бы большой  рынок, 3,5 млн. машин – это существенная часть российского потребления. Поэтому наше предложение – ввести некие пилотные проекты в той же Москве, к примеру,  в Омске, на Алтае, где планируется строить заводы.

Москва задыхается в грязи, пыли и выхлопах,  и всего лишь 10% этанола на 30% существенно уменьшает выхлопы. Биодизель также гораздо экологичней, он в два раза снижает выбросы микрочастиц.

Насколько я знаю, сейчас в РАН готовится большая программа по биотехнологиям, Ассоциация планирует как-то в ней участвовать?

Я достаточно скептичен в отношении будущих программ РАН. Академики очень любят тему водорода, и не любят тему этанола, потому что в этой области нужно не разговаривать, а делать. А водород —  это тема, которая по оценкам потребует минимум 30 лет для коммерчекого применения, и эти 30 лет можно брать бюджетное финансирование, и рассказывать о будующих результатах.

Я не против сотрудничества со всеми. Но мы как Ассоциация растем снизу, мы растем от реальных предпринимателей, которые реально готовы вкладывать деньги в большие или малые заводы. Я не верю, что сверху что-то можно насадить. Если будут какие-то кредиты, проекты, льготные деньги – я только за, потому что я надеюсь, что хоть что-то дойдет реального дела.

Каковы Ваши прогнозы на будущее?

Прогноз простой – когда цена на нефть будет больше $60, то у отрасли будут блестящие перспективы. Как только цена упадет ниже $40, все моментально забудут про биотопливо и останется одна Бразилия, которая это дело будет двигать дальше сама. Поэтому весь вопрос – какая цена на нефть и сколько в текущей цене нефти политической составляющей? Потому что если политической составляющей там много, то цена может упасть сильно, если политики там мало и реально нефть истощается, у нас нет новых месторождений, то  у отрасли будут хорошие перспективы. А судя по всему, учитывая, что у нас уже полгода нефть болтается вокруг $60, два крупнейших игрока на рынке – Саудовская Аравия и США – договорились о некоем консенсусе, что всех все устраивает. И я верю, что ниже мы уже не сдвинемся, потому что арабы и Россия почувствовали вкус нефти за $60, и вряд ли сильно отпустят цены, если не будет открыто какое-нибудь невероятное месторождение где-нибудь в Америке. И я верю, что мы будем сидеть в этом коридоре, и отрасль ждет нормальное будущее. Это около 20% биотоплива лет через 20 лет. Есть еще интересный проект по биомассе (производство этанола из целлюлозосодержащего сырья), тут может быть какой-то прорыв. С другой стороны, термояд мы уже лет 40 ждем.

Рано или поздно в России будет принято нормальное законодательство, учитывая это, какое будет состояние биотопливного рынка РФ через 15-20 лет?

С помощью массы китайцев и афроамериканцев, работающих в российском Нечерноземье, которое станет более плодородным вследствие глобального потепления (А Китай и Африка станут пустынями), я думаю, мы выйдем на 10%, и это будет хорошо.

OPEC.RU


automobile-help.ru

Рынок биоэтанола в Европе. Cleandex

Биоэтанол
является наиболее широко применяемым
в мире видом биотоплива, выступая в
качестве альтернативы жидкого горючего
для бензиновых двигателей. Внутреннее
производство биоэтанола в Европе
позволяет снизить зависимость от
импортного моторного топлива, занимающего
98% на рынке, нефти и животного жира.

Технология
производства биоэтанола в Европе

Биоэтанол
получают в результате ферментации
частей растительного сахара, получаемого
напрямую из сахарного тросника или
свеклы либо путем переработки крахмала,
выделяемого из зерн пшеницы, ржи, ячменя
или кукурузы. В зависимости от географии
производства наблюдаются разные сырьевые
предпочтения в изготовлении биоэтанола.
Так, в Европе преимущественно используют зерна пшеницы и кукурузы, в Бразилии
— сахарный тростник, в США — кукурузу.


Рисунок 1. Сырьевые
предпочтения в производстве биоэтанола
в Европе в 2006-2008 гг.,% (источник: eBIO&F.O.Licht)

Особенностью
производственного процесса биоэтанола
является получение так называемого «ко-продукта». Биотопливо,
вырабатываемое из злаков и сахарной
свеклы, позволяет получить значительное
количество ценного животного жира
(DDGS – Distillers
Dried Grains
with Solubles),
используемого в качестве заменителя
соевого наполнителя. В случае сухого
помола пшеницы вырабатывается глютен.


Кроме
того, производственный процесс позволяет
одновременно генерировать электричество
и тепло. В больших количествах в ходе
технологических операций образуется
углекислый газ. Из-за сложностей сбыта
крупные биоэтанольные компании обычно
конструируют в непосредственной
близости от основного производства
комплексы по переработке СО2.
Иногда часть оксида углерода направляется
в теплицы для повышения урожайности в
коммерческом овощеводстве.


Масштаб
выработки «ко-продукта» в
биоэтанольном производстве в Европе
позволяет оценить следующая таблица.

Таблица 1. Объем
выработки «ко-продукта» в процессе
биоэтанольного производства в Европе
(истоник: British Sugar, Abengoa Bioenergy)

 

Рынок
биоэтанола в Европе

Долгое
время рынок биоэтанола в Европе
развивался довольно медленными темпами.
Понадобилось около 10 лет, чтобы объем
внутреннего производства вырос с 60
млн. литров в 1993 году до 525 литров в 2004
году. Начиная с 2005 года, отрасль стала
демонстрировать стремительны рост:

Прирост
объемов выпуска биоэтанола:

2005
год — +70%

2006 год -
+70%

2007 год -
+13%

2008 год
-+56%

По
итогам 2008 года объем производства
достиг 2.8 млрд. литров биоэтанола.
Отметим, правда, что в мировом масштабе
на долю европейского рынка приходится
всего 4% выпуска. Так, например, США в
настоящее время производят в месяц
биотоплива столько же, сколько Европа
за год. Низкий спрос на биоэтанол в ЕС
продиктован доминирующим положением
другого вида зеленого горючего —
биодизеля (80% совокупного потребления
биотоплива).

Производственные
мощности европейских заводов задействованы
только на 46%. Общий потенциал производства
с учетом существующих мощностей
составляет 6.1 млрд. литров. Дополнительно
строятся мощности в объеме 2.4 млрд.
литров.

Ведущими
поставщиками биоэтанола в Европе
являются Франция, Германия, Испания и
Польша. Ведущими потребителями —
Франция, Германия, Швеция, Великобритания,
Польша и Нидерланды.

Внутренние
потребности в значительной степени
удовлетворяются за счет импорта. В 2008
году в Европу было поставлено 1.9 млрд.
литров биоэтанола (на 400 млн. литров
больше, чем в 2007 году). До 80% поставок
обеспечивает Бразилия.

Европейское
законодательство разрешает добавлять
биоэтанол в бензин в объеме до 10%.
Кроме того, биотопливо может быть
использовано и в более высоких
концентрациях (85% биоэтанола и 15% бензина)
в специально адаптированных под эти
условия автотранспортных средствах
(E85 vehicles). Исключительно
зеленым горючим в Европе заправляются
отдельные виды автобусов и грузовиков.
Стоит отметить, что биоэтанол может
быть добавлен напрямую либо в виде
топливной присадки ЭТБЭ.

Источник:
www.ebio.org

www.cleandex.ru

Биоэтанол, производство биоэтанола, технология производства биоэтанола.

Перевозка зерна — свободные зерновозы

06.12.2018

Компания АМЗ г. Ростов-на-Дону предлагает перевозку зерновых и масличных культур. Собственные зерновозы. Быстрая подача машин. Быстрый документооборот.

Сайт AMZ-TRANS.RU

подробнее…

Города России

10.06.2019

Республика Адыгея, Майкоп

Республика Башкортостан, Уфа

Республика Бурятия, Улан-Удэ

Республика Алтай, Горно-Алтайск

Республика Дагестан, Махачкала

Республика Ингушетия, Назрань

Кабардино-Балкарская Республика, Нальчик

Республика Калмыкия, Элиста

Республика Карачаево-Черкессия, Черкесск

Республика Карелия, Петрозаводск

Республика Коми, Сыктывкар

Республика Марий Эл, Йошкар-Ола

Республика Мордовия, Саранск

Республика Саха (Якутия), Якутск

Республика Северная Осетия-Алания, Владикавказ

Республика Татарстан, Казань

Республика Тыва, Кызыл

Удмуртская Республика, Ижевск

Республика Хакасия, Абакан

Чувашская Республика, Чебоксары

Алтайский край, Барнаул

Краснодарский край, Краснодар

Красноярский край, Красноярск

Приморский край, Владивосток

Ставропольский край, Ставрополь

Хабаровский край, Хабаровск

Амурская область, Благовещенск

Архангельская область, Архангельск

Астраханская область, Астрахань

Белгородская область, Белгород

Брянская область, Брянск

Владимирская область, Владимир

Волгоградская область, Волгоград

Вологодская область, Вологда

Воронежская область, Воронеж

Ивановская область, Иваново

Иркутская область, Иркутск

Калиниградская область, Калининград

Калужская область, Калуга

Камчатская область, Петропавловск-Камчатский

Кемеровская область, Кемерово

Кировская область, Киров

Костромская область, Кострома

Курганская область, Курган

Курская область, Курск

Ленинградская область, Санкт-Петербург

Липецкая область, Липецк

Магаданская область, Магадан

Московская область, Москва

Мурманская область, Мурманск

Нижегородская область, Нижний Новгород

Новгородская область, Новгород

Новосибирская область, Новосибирск

Омская область, Омск

Оренбургская область, Оренбург

Орловская область, Орел

Пензенская область, Пенза

Пермская область, Пермь

Псковская область, Псков

Ростовская область, Ростов-на-Дону

Рязанская область, Рязань

Самарская область, Самара

Саратовская область, Саратов

Сахалинская область, Южно-Сахалинск

Свердловская область, Екатеринбург

Смоленская область, Смоленск

Тамбовская область, Тамбов

Тверская область, Тверь

Томская область, Томск

Тульская область, Тула

Тюменская область, Тюмень

Ульяновская область, Ульяновск

Челябинская область, Челябинск

Читинская область, Чита

Ярославская область, Ярославль

г. Москва, Москва

г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Еврейская автономная область, Биробиджан

Агинский Бурятский авт. Округ, Агинское

Коми-Пермяцкий автономный округ, Кудымкар

Корякский автономный округ, Палана

Ненецкий автономный округ, Нарьян-Мар

Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Дудинка

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Усть-Ордынский

Ханты-Мансийский автономный округ, Ханты-Мансийск

Чукотский автономный округ, Анадырь

Эвенкийский автономный округ, Тура

Ямало-Ненецкий автономный округ, Салехард

Чеченская Республика, Грозный

подробнее…

Биоэтанол, производство биоэтанола, технология производства биоэтанола.

Биоэтанол — жидкое спиртовое топливо, пары которого тяжелее воздуха. В отличие от спирта для изготовления алкогольных напитков топливный этанол не содержит воды и производится методом укороченной дистилляции (две ректификационные колонны вместо пяти), поэтому содержит метанол и сивушные масла, а также бензин, что делает его непригодным для применения в пищевых целях.

Вместе с тем этанол не загрязняет окружающую среду, грунтовые воды, он растворим в воде, разлагается естественным образом при разливе топлива быстрее других его составляющих.

Для производства биоэтанола, предназначенного для добавления в бензин или потребления в чистом виде, традиционно применяют следующие основные виды сырья: в Бразилии — сахарный тростник, в США, Европе — кукуруза, сорго.

Для производства биоэтанола оптимальными культурами для России являются пшеница, ячмень, рожь, а также кукуруза, сахарное сорго, сахарная свекла, топинамбур. Однако наиболее перспективным в России сырьем для производства этанола является целлюлозосодержащая продукция (древёсина, солома, отходы обработки зерна и др.).

При использовании зерна, сахарной свеклы (патоки, сахара) с сырья, выращенного на 1 га, можно получить в среднем 2560 л этанола по цене 0,5-0,6 евро за 1 л. Топливный эквивалент 1 л этанола равен 0,65-0,66 л бензина. Характеристика этанола по сравнению с бензином приведена в табл. 146.

Этанол в качестве моторного топлива наиболее широко используется в Бразилии, что обусловлено значительными возможностями его производства. Более 90% автомобилей в стране работают на моторном топливе, содержащем этанол. В 1991 г. была принята программа, предусматривающая обязательное применение 5% этанола в составе бензина. В 2000 г. содержание этанола было доведено до 20%. В ближайшие годы этанол будет составлять в среднем около 24% в топливном балансе страны. Бразилия является крупнейшим в мире производителем этанола (до 16,0 млн т в год). Практически весь этанол в Бразилии получают ферментацией сахарного тростника или черной патоки. Около 240 тыс. т топливного этанола Бразилия импортирует из других стран. Все это стало возможным благодаря национальной программе по широкомасштабному использованию этанола в качестве автомобильного топлива и субсидиям правительства, которые получили соответствующую финансовую поддержку Мирового банка. В последнее время Бразилия использует в качестве топлива смеси, в которых содержание этанола составляет уже 26% в бензине и 3,3% — в дизельном топливе.

Огромный опыт производства и использования биоэтанола накоплен США. В 2006 г. США опередили Бразилию, произведя 18,5 млн т биоэтанола из кукурузы и сорго. Благодаря производству этанола США ежегодно экономят около 1,5 млрд долл. на импорте нефти, несмотря на то что стоимость этанола выше стоимости бензина.

В соответствии с Законом «О возобновляемых топливах для обеспечения энергетической безопасности США» содержание этанола в бензине должно быть увеличено с 1,3 до 5%. При производстве бензина в количестве 380-400 млн т это потребует производства этанола на уровне 15-20 млн т. В США планируется утроить выработку этанола. По инициативе сената использование этанола должно быть доведенодо54,бмлнтвгодк20i0г.,доб8млнт-к2015г.ипримернодоiб8млнт-в 2020 г. Таким образом, этанол на 25% заменит бензин, сейчас его доля в топливе для автомобилей составляет до 10%. Из валового сбора кукурузы на производство этанола может быть направлено 25% урожая. При использовании высококрахмалистых сортов кукурузы (при 70% крахмала в зерне) из 1 т получают 0,38 т биоэтанола.

По экологическим соображениям и для замены нефтепродуктов производство и потребление этанола растет во многих странах мира. В 2005 г. оно составило около 45 млн м3, из них в США и Бразилии -по 36%, в Азии — 15, в ЕС-б, в прочих — 7%. Прогноз на 2010 г. составляет 90 млн м3, т. е. удвоение производства, из них ожидается в СIIIЛ — 40%, в Бразилии — 28, в Азии — 17, в ЕС — 9%, в Африке — 1% и в остальных- 5%.

Национальные программы по производству и использованию биоэтанола действуют во многих странах. В 2005 г. производство этанола составило (млн т): в Китае — 3,8, в Индии — 1,7, во Франции — 0,9, в России — 0,75, в Германии — 0,43, в ЮАР — 0,39, в Великобритании — 0,35, в Испании — 0,3.

В России до последнего времени вопрос о значительном производстве жидкого биотоплива остро не стоял. Вместе с тем, по оценкам экспертов, с сырьем для производства биоэтанола могут использоваться ресурсы (сверх потребностей на продовольственные и кормовые цели) таких культур, как пшеница, рожь, сахарное сорго, сахарная свекла, картофель, патока, отходы зерновые, а также опилки, солома и др.

По оценкам экспертов, потребность в этаноле, который бы использовался в качестве добавок к бензину, согласно действующим стандартам составляет около 320 тыс. т, или около 1% объема производства бензина, в том числе 200 тыс. т этанола гидролизного и 120 тыс. т — синтетического.

Известно, что Россия располагает значительным резервом посевных площадей, которые можно использовать для посевов технических культур, направляемых для производства биоэтанола. Выбор таких культур весьма широк, так как этанол можно производить из любой биомассы. Однако выход этанола из 1 т биомассы будет разным: из картофеля — 100 л, из овса — 320, из ячменя — 380, из пшеницы и ржи — 400, из кукурузы — 420, из риса — 456, из сахарного сорго — 500 л.

agrogold.ru

Электролюбителям

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о