Как пользоваться тестером напряжения: пошаговая инструкция
Контроль за напряжением сети нужен всегда: во время монтажа электропроводки, замены или ремонта электрооборудования, прозвонки цепей. Самый верный способ это сделать – воспользоваться тестером напряжения, который по-народному называют пробником. Такой прибор гораздо дешевле, чем многофункциональный мультиметр. Как пользоваться тестером? Об этом ниже.
Тестер напряжения
Тестер электричества – это прибор, которым можно замерить напряжение и установить его наличие или отсутствие в сети. Тестер намного проще устроен, чем мультиметр, им несложно пользоваться, можно проводить работу оперативно, в неудобных условиях, например, держаться одной рукой на высоте, другой делать замер.
Как пользоваться тестером напряжения? Им можно замерять электричество розеток на оголенных проводах, контактах электроприборов, выходе генераторов. Более сложные устройства отображают информацию в цифровом виде, более простые – при помощи лампочки индикатора.
Виды тестеров напряжения
Есть много типов тестеров — от самых простых устройств до сложных приборов. Все они позволяют анализировать напряжение, но степень анализа, естественно, будет разной. Тестеры напряжения бывают выполнены как:
- Пробник-отвертка. Самый простой прибор, по форме напоминающий отвертку. Он состоит из прозрачного диэлектрического корпуса, металлического контакта с прямым шлицом, неоновой лампочки, сопротивления, пружинки и еще одного контакта–крепления.
- Тестер-отвертка. Устройство похоже на предыдущее, только корпус имеет жидкокристаллический экран и светодиодный индикатор.
- Тестер универсальный. Прибор с двумя щупами, один из которых снабжен ЖК-экраном.
- Тестер многофункциональный – мультиметр. Таким тестером пользуются как прибором для измерения не только напряжения, но и всех остальных электрических параметров. Такой прибор имеет два щупа и переключатель режимов измерения между постоянным видом тока и переменным.
Как работать пробником-отверткой
Устройство контроля напряжения сети – пробник — не способно определить уровень электричества. Его основная задача – обнаружить фазу. Это очень важно знать, так как при ремонте, отключая пробки, нужно быть уверенным, что фаза отсутствует. Именно она, замыкаясь через тело человека на землю, производит электрический удар.
Как пользоваться тестером-пробником:
- Убедиться, что он исправен визуально. Изоляционный материал на приборе не должен быть нарушен.
- Взять отвертку за изоляционную ручку одной рукой так, чтобы один палец был свободен.
- Вставить прибор в любое отверстие розетки и большим пальцем прикоснуться к контакту на торце рукояти.
- Если лампочка не горит, переставить отвертку в другое отверстие розетки. Горящая лампочка сигнализирует о наличии фазы на контакте.
Также легко понять, как пользоваться тестером-отверткой для прозвонки проводов, например в переноске. Для этого нужно определить контакт фазы в конкретной розетке. Далее вставить вилку тестируемой переноски и найти на выходе фазу. Меняя местоположение вилки, определить, через какой провод фаза не идет – там и есть обрыв.
Как измерять тестером-отверткой
Этот прибор-индикатор похож по форме на рассмотренный выше, но функционал его позволяет определять значительно больше параметров. Таким электрическим тестером пользуются как индикатором наличия в линии электрического напряжения, проверяют аккумуляторы на состояние разряда, определяют полярность выводов, находят точку разрыва провода в цепи, фиксируют присутствие излучений электромагнитного и микроволнового диапазона.
Тестер-отвертка имеет следующие технические параметры:
- Возможность измерения напряжения электричества постоянного и переменного значения в диапазоне: 220, 110, 55, 36, 12 вольт с отображением информации на цифровом табло.
- Определение полярности выводов постоянных источников питания и фазы переменной сети.
- Нахождение места разрыва в электрическом проводе в диапазоне сопротивлений от ноля до 50 МОм.
- Выявление наличия излучения в пределе частот от 50 до 500 Гц.
- Ток на входе – менее 0,25 миллиампер, напряжение – не более 250 вольт.
- Соответствие требованиям евростандарта и допускам DINVDE 0680 Teil 6/04.77.
Как пользоваться отверткой-тестером:
1. Метод контактного тестирования. Этим способом проводят замеры напряжения в допустимом диапазоне. Действия:
- Щупом устройства прикасаются к разъему в розетке, оголенному проводу или контакту электрического прибора под напряжением.
- Пальцем руки нажимают на сенсор-кнопку с обозначением Directtest, расположенную на приборе.
- Снимают показания с дисплея тестера.
2. Метод бесконтактного тестирования. Таким способом можно найти проводку переменной линии, скрытую под слоем штукатурки, если в ней протекает ток, излучения электромагнитного и микроволнового характера, проверить цельность электрического провода. Действия:
- Пальцем руки нажимают на сенсор-кнопку с обозначением InductanceBreak-pointtest.
- Прибор подносят к ориентировочному месту залегания проводки и аккуратно перемещают вдоль и поперек.
- Появление на экране значка в виде молнии Z говорит о том, что прибор зафиксировал слабое магнитное поле, создаваемое проводником.
- Проверяя провод на обрыв, вдоль него двигаются, пока значок Z не исчезнет.
Как пользоваться тестером напряжения при работе с аккумуляторами и химическими элементами питания?
- Нажимая пальцем на сенсор-кнопку Directtest, контактом со шлицом прикасаются к любому полюсу батареи.
- Второй рукой прикасаются к другому полюсу батареи.
- Отображение на индикаторе молнии Z подтверждает работоспособность питающего элемента.
- Полярность показывает светодиод, который загорается на плюсе и не горит на минусе контакта.
Как пользоваться тестером-мультиметром
Мультиметром довольно легко работать, он многофункционален, с понятным для пользователя интерфейсом. Но все же нужно быть предельно осторожным, так как из-за множества режимов работы и пределов измерений вполне возможно запутаться и сжечь прибор. У дешевых китайских измерителей лучше сразу заменить провода измерительных щупов на более надежные.
Как правильно пользоваться тестером, измеряя постоянное напряжение:
- Красный измерительный провод вставляют в гнездо VΩmA, черный — в гнездо COM.
- Ручку переключения режимов измерения круглой формы переставляют в положение DCV на самый высокий предел измерения.
- Щупы подключают к источнику электричества к плюсу и минусу. Переполюсовка в этом случае не страшна. Если ее допустить, это просто отобразится знаком «-» на табло экрана.
- Записывают показания прибора.
Если напряжение приблизительно известно, то предел измерений лучше выставлять чуть больше заведомо предполагаемого, для повышения точности измерений.
Как пользоваться тестером-мультиметром, измеряя переменное напряжение:
- Щупы остаются подключенными на прежнем месте.
- Переключатель режимов переводят в положение ACV на предел свыше 220 вольт для однофазной сети, свыше 380 вольт – для трехфазной.
- Очень аккуратно, не касаясь оголенных участков щупов руками, подключают последние к контактам розетки. Значения не имеет, куда какой измерительный провод подсоединять.
- Записывают показания прибора.
Что такое тестер Keweisi
USB-тестер KWS-V20 предназначен для измерения электрических параметров USB-зарядных устройств, подключаемых к ним приборов, а также емкости, получаемой и отдаваемой при зарядке, разрядке повербанка. Технические параметры:
- Измеряемое постоянное напряжение от 3 до 9 вольт.
- Измеряемый постоянный ток до 3 ампер.
- Измеряемая емкость до 99999 миллиампер-часов.
Как пользоваться тестером Keweisi
Порядок работы с прибором:
- Включить в USB порт измеряемой зарядки и нажать на кнопку сброса.
- Снять замеры напряжения, отображаемые на экране.
- Для замера потребляемого тока каким-либо устройством вставить его шнур в USB-разъем Keweisi.
- Снять показания на приборе.
- Для определения отдаваемой емкости повербанка на выход полностью заряженного устройства подключают тестер, на выход тестера — нагрузку.
- Как только повербанк полностью разрядится, тестер переключают на какой-либо источник напряжения и снимают показания, зафиксированные в памяти устройства.
Заключение
Если под рукой не оказалось ни одного тестера и даже пробника отвертки, а нужно срочно проверить, есть ли в розетке напряжение, проще всего – воспользоваться обыкновенной лампочкой накаливания. Для этого к ней через патрон подсоединяют провод с вилкой и включают в исследуемую розетку. Как правильно пользоваться тестером этого типа? Нужно быть предельно уверенным, что в сети нет повышенного напряжения. Иначе лампочка может взорваться и причинить вред.
fb.ru
Как пользоваться мультиметром в автомобиле: подробная инструкция
Содержание статьи:
Всем привет! Думаю, многие автомобилисты и просто электрики согласятся, что наличие мультиметра очень помогает в повседневной жизни. Он может пригодиться в быту и при обслуживании или ремонте транспортного средства. Потому сегодня поговорим немного о том, как пользоваться мультиметром и делать это правильно.
Можете называть устройство тестером, мультиметром (МТМ) или цешкой. Хотя тестер и МТМ не совсем одно и то же. Но предлагаю не зацикливаться на обозначениях, а просто поговорить на актуальную тему.
С помощью таких устройств можно проверить параметры напряжения, работу электрического оборудования, сделать замеры тока и сопротивления. Вообще МТМ являются многофункциональными устройствами, и должны находиться в автомобиле каждого водителя.
Знакомство с устройством
Для начала предлагаю поговорить про сами мультиметры как электронные устройства. Далее будет представлена подробная инструкция для начинающих или, как это принято говорить, для чайников.
Посмотрим на переднюю панель устройства для измерений показателей в машине и дома. Обычно на лицевой части указано несколько значений. А именно:
- OFF. Здесь все понятно. Прибор находится в выключенном состоянии;
- ACV. Такое обозначение указывает на переменное напряжение;
- Значок Ω означает тут сопротивление;
- DCA является постоянным током;
- Завершает все DCV или постоянное напряжение;
- 3 разъема с соответствующими указателями;
- Непосредственно сам циферблат или электронное табло.
Что касается 3 разъемов. Через них подключаются щупы. Набор с клещами идет в комплекте к МТМ, потому тут все должно быть понятно.
Есть одно замечание относительно того, как и когда подключать те или иные щупы к тестеру. Есть черный провод, который неизменно всегда идет в гнездо, которое обозначено символами COM.
А вот с красным ситуация более сложная. Все зависит от того, какие именно измерения своим цифровым мультиметром вы собираетесь проводить. Когда делаются замеры напряжения в электросети, сопротивления или силы тока номиналом до 200 мА, тогда вам нужен только выход VmA. Если же величина превышает 200 мА, тогда подключайтесь красным щупом к 10 ADC.
Думаю, с этим разобрались. Если сделать все наоборот, долго пользоваться тестером вам не удастся. Причиной тому станет сгоревший предохранитель. Как и в случае с предохранителем прикуривателя в авто, здесь также применяются плавкие элементы.
Аналоговые МТМ
Большинство автомобилистов и электриков отдают предпочтение цифровым мультиметрам. Это современные устройства с широкими функциональными возможностями.
Но на рынке также присутствуют устаревшие приборы. Их называют аналоговыми или стрелочными. Кому как удобнее. Но вот их характеристики и эффективность
pricep-vlg.ru
Как сделать тестер-пробник для автомобиля своими руками
Несмотря на высокую надежность автоэлектрики современных автомобилей, все равно приходится сталкиваться с ее ремонтом. Чаще всего перестают работать световые приборы, фары, габаритные огни или указатели поворота. Причиной неисправности может быть, как сама лампочка, так и токоподводящие контакты или предохранитель. Возможно возникновение сразу всех трех неисправностей. Из-за плохого контакта в патроне или колодки лампочки она может перегореть. В момент перегорания в самой лампочке возникает дуга, укорачивающая нить накала, что приводит к резкому увеличению в цепи тока. При перегорании лампочки часто перегорает и предохранитель.
Разобраться в причине поломки без приборов не простая задача. Придется подставлять заведомо исправные детали. Неисправность можно определить с помощью стрелочного тестера или мультиметра, но не у каждого есть такой прибор и в автомобиле не очень удобно с ним работать, особенно в плохую погоду. Гораздо удобнее искать неисправность простейшим универсальным автомобильным тестером-пробником, сделанным своими руками.
Автомобильный тестер-пробник можно сделать из любой шариковой ручки, удалив из нее пишущий стрежень и разместив в ее корпусе всего один светодиод любого типа и токоограничивающий резистор. Соединяются детали между собой по ниже приведенной электрической принципиальной схеме. Как видите, проще схемы не бывает. Такой пробник может своими руками смастерить любой автолюбитель, не имеющий опыта изготовления электронных устройств.
Для надежного электрического контакта при касании щупом и возможности прокола изоляции проводов при поиске неисправностей, конец щупа выполнен виде стального острия. Чтобы сделать такой конец из пишущего стержня нужно извлечь пишущий узел и со стороны поступления пасты вставить в него тонкую швейную иголку. Иголка выдавит шарик, и острый ее конец выйдет из пишущего узла. Если ее вставить со значительным усилием, то она будет крепко зафиксирована. К самой иголке припаивается проводник, идущий к светодиоду.
Пишущий стержень надо брать с латунным пишущим узлом и большим шариком (ручки с такими стрежнями оставляют широкую линию), иначе иголка может не достаточно войти в пишущий узел, и не будет выступать в достаточной мере, на 1,5-2 мм.
Проводник, для подключения автомобильного тестера к минусу аккумулятора или корпусу автомобиля можно припаять непосредственно к выводу резистора R1. Но для возможности смены проводника в случае его обрыва или если потребуется провод большей длины, я сделал присоединение его на резьбе.
Для этого достаточно отрезок трубки с внутренней резьбой вплавить, разогрев паяльником в подготовленное отверстие в корпус авторучки, предварительно припаяв к ней проводник необходимой длины.
Светодиод установлен на боковой стороне корпуса автомобильного тестера, но можно его установить на торце корпуса, а минусовой провод вывести сбоку.
Как пользоваться тестером
Приведу на примерах как можно выполнить проверку тестером исправность аккумулятора, предохранителя, лампочки накаливания и электромагнитного реле.
Как проверить аккумулятор
Для проверки наличия напряжения на выводах аккумулятора, нужно зажимом крокодил подсоединиться к отрицательному выводу аккумулятора, а концом щупа тестера прикоснуться к положительной клемме.
Если светодиод на тестере засветился, значит, напряжение на аккумуляторе есть. Такая проверка не позволяет проверить степень заряда аккумулятора. Определению уровень заряженности аккумулятора посвящена статья сайта «Как заряжать аккумулятор автомобиля».
Как проверить предохранитель
Для проверки автомобильного предохранителя, нужно одним концом вывода предохранителя прикоснуться к положительному выводу аккумулятора и концом щупа тестера прикоснуться ко второму его выводу.
Если светодиод на тестере засветился, значит, предохранитель исправен. В противном случае потребуется его замена или ремонт.
Как проверить лампочку накаливания
Для проверки тестером лампочки накаливания, нужно одним выводом цоколя лампочки прикоснуться к положительному выводу аккумулятора, а ко второму выводу лампочки прикоснуться щупом тестера.
Если светодиод засветится, то лампочка исправна. Если в лампочке две нити накала, например лампочка для фар автомобиля, то нити накала проверяются по очереди.
Как проверить автомобильное реле
Автомобильное реле кроме обмотки электромагнита имеет еще и контакты, которые со временем выгорают и могут перестать коммутировать электрические цепи. С помощью тестера можно проверить как целостность обмотки, так и исправность контактов.
Стандартное автомобильное реле имеет ниже приведенную электрическую схему. Выводы 85 и 86 сделаны от обмотки реле. Вывод под номером 30 выполнен от подвижного контакта, 87а от нормально замкнутого контакта с подвижным контактом 30 и 87, это вывод от контакта, с которым соединяется подвижный контакт 30 при подаче на обмотку напряжения питания.
Для проверки обмотки реле, нужно одним из его выводов 85 или 86 прикоснуться к плюсовой клемме аккумулятора, а ко второму выводу прикоснуться щупом тестера. Если светодиод засветился, значит, обмотка целая. Исправность контактов проверяется касанием вывода подвижного контакта 30 к клемме аккумулятора, а щупа к выводу 87а. Таким же способом легко проверить любые выключатели и микропереключатели.
Как пользоваться тестером
при ремонте электропроводки автомобиля
На практике при поиске неисправности электрооборудования автомобиля нет необходимости извлекать предохранители и лампочки. Как известно, отрицательный вывод аккумулятора подключен к корпусу автомобиля и все электрооборудование в автомобиле одним выводом тоже подключено к корпусу. Таким образом, удалось в два раза уменьшить количество проводов электропроводки и повысить ее надежность. Исключение составляют только активаторы для замков дверей автомобиля, так как на них нужно подавать напряжение разной полярности в зависимости от необходимости отрыть или закрыть замок двери.
Например, если не светит лампочка одной из фар. Неисправность может быть в одном из элементов подачи напряжения на лампочку – включатель в салоне, реле, предохранитель или неисправность самой лампочки. Вероятнее всего перегорела сама лампочка, с нее и надо начинать проверку.
Для этого нужно зажимом крокодил тестера зацепиться за любую оголенную металлическую деталь кузова автомобиля или отрицательный вывод аккумулятора. Проверить качество контакта, прикоснувшись иглой щупа к плюсу аккумулятора. Светодиод должен светить. Включить неработающую фару и концом щупа по очереди коснуться всех контактов подключения лампочки. Если такой возможности нет, то можно иглой щупа проколоть по очереди каждый провод и если напряжения ни на одном нет (светодиод пробника не засветился) значит, лампочка цела, и нужно проверить предохранитель.
По схеме смотрите, где он установлен и проверяете его, даже не вынимая из колодки. Для этого достаточно коснуться сначала к одному его выводу, а затем к другому. Светодиод тестера должен засветиться каждый раз. Если светит только при прикосновении к одному из выводов, то предохранитель перегорел. Если к выводам предохранителя не подобраться, то нужно его вынуть и проверить, как описано в статье выше.
По такой методике проверяются любые провода электропроводки и контакты в автомобиле.
ydoma.info
На тестер надейся… — журнал За рулем
НА ТЕСТЕР НАДЕЙСЯ…
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
ДИАГНОСТИКА
НА ТЕСТЕР НАДЕЙСЯ…
Диагностика двигателя — удовольствие не из дешевых. За что же платит свои кровные владелец авто, поинтересовались мы у специалистов фирмы «ИНОМОТОР».
Сергей ГАЗЕТИН
Современные автомобили прямо на глазах обрастают электроникой. Впрыск топлива, антиблокировочная система тормозов, маршрутный компьютер — уже не диковинки. Кое-что можно встретить и на отечественных автомобилях. В такой обстановке гаражный «дядя Вася» поднимает руки вверх — не по нему это. Теперь не всякую неисправность определишь «на слух» — электронные компоненты работают бесшумно. Привычные автотестер и стробоскоп порой тоже бессильны.
Так чем же пользовать вдруг занемогший автомобиль? Как поставить верный диагноз? Помочь в этом призвана компьютерная диагностика, располагающая современным умным оборудованием на все случаи. Его условно можно разделить на три группы: очень дорогие консольные приборы, размером с холодильник, средние и портативные, умещающиеся в чемоданчике. Начнем с первых.
ВЫСШАЯ ГРУППА. Самые дорогие мотор-тестеры стоят, в зависимости от комплектации, 25–50 тысяч долларов (!). Основные изготовители их — три крупнейшие фирмы: американские Automotive Diagnostic (торговые марки «Беар» и «Аллен») и Sun Electric, а также европейская Robert Bosch. Приборы эти универсальны и предназначены для тестирования самых разнообразных двигателей. Есть, правда, и исключения. Скажем, система DIS («Сименс») предназначена только для диагностики моторов БМВ, но встретить ее можно в сервисных центрах дилеров, куда большинству владельцев подержанных машин этой марки путь заказан — зарплата пока не та.
Основа современных мотор-тестеров — компьютер. Параметры двигателя измеряются здесь с помощью специальных датчиков и пробников, входящих в комплект и подключаемых к поворотной консоли прибора (отсюда — название «консольный»). Возможности его впечатляют. Так, при проверке системы зажигания измеряются: угол протекания тока (аналогично УЗСК в контактной системе зажигания) в первичной обмотке, угол опережения зажигания, величина напряжения на клеммах катушки (катушек) зажигания, значения тока и напряжения разрыва, напряжение пробоя искрового промежутка свечи, напряжение и длительность искрового разряда. Каково! «Американцы» могут выдать и более экзотические параметры. Допустим, количество колебаний, происходящих в катушке зажигания после окончания искрового разряда, или даже величину падения напряжения на паразитных зазорах (бегунок — крышка распределителя и т. д.).
Помимо параметров системы зажигания, мотор-тестер проверяет работу пусковых устройств и энергоснабжения, величину разрежения за дроссельной заслонкой, частоту вращения коленвала, а встроенный в прибор газоанализатор — и состав выхлопных газов. Чтобы сравнить эффективность работы цилиндров, используют специальные режимы — так называемый мощностной баланс с автоматическим или ручным отключением цилиндров. Замер давления в конце такта сжатия (в обиходе — компрессии) мотор-тестеры выполняют за один цикл прокрутки стартером (примерно 8–10 с) по амплитуде пульсаций его тока.
И это еще не все. Приборы высшей группы сложности способны выполнять функции сканера, то есть получать и обрабатывать цифровую информацию, поступающую от компьютера управления двигателем на диагностический разъем. Результат в удобной для анализа форме выводится на дисплей монитора. Мало того, на жестком диске системного блока хранятся в памяти нормативные значения всех измеряемых величин. Сравнив их с эталонными, компьютер выдает список возможных неисправностей. Такая экспертная программа и выделяет мотор-тестер высшей группы сложности среди его гораздо более дешевых собратьев.
Казалось бы, ясно: чем мех красивее, тем он дороже, однако… наличие такой программы в «мозгах» высших устройств вовсе не гарантирует обнаружение дефекта! Более того, если таким оборудованием пользуется необученный как следует персонал — велика вероятность ошибки. Дело в том, что в процессе поиска и анализа неисправности компьютер легко обнаруживает лишь наиболее типовые. В более сложных случаях (отклонения носят комплексный характер или вообще не проявляются при стандартных режимах тестирования) программа не может дать однозначного ответа, а иногда просто уходит по ложному пути. На то он и автомат, хотя и компьютерный. Нестандартное мышление и интуицию человека не заменит.
Именно поэтому все мотор-тестеры могут работать и в ручном режиме, когда на дисплей монитора выводится реальная форма электрических сигналов от различных компонентов системы управления двигателем. А уж решение специалист принимает сам, без участия прибора. Значит, опытному
www.zr.ru
Щуп прозвонка автомобильный — Обзор товара Тестер автомобильный универсальный звуковой REXANT
Думаю, каждому автомобилисту когда-нибудь приходилось искать сгоревший предохранитель, проверять лампочки или и того хуже, искать обрыв в проводке. Я имею большой опыт владения подержанными машинами, поэтому с этой проблемой знаком не понаслышке. Давным-давно купил себе пробник на такие случаи, приборчик простой и надежный, но по не осторожности сломал его и пришлось искать новый. Вот об этой покупке в магазине AvtoALL и хочу рассказать в деталях.
Но сначала немного мыслей по поводу подбора пробника. Сейчас в каждом магазине полно китайских приборов – тестеров на любой вкус, пробников, прозвонок и подобного. Но подумав, я решил – нужен самый простой пробник именно для прозвонки. Действительно, я не автоэлектрик и электроникой не увлекаюсь, тестер и другой сложный прибор мне совершенно не нужен. А нужен пробник, который может показать – есть напряжение или нет. Вот с такими мыслями я и подошел к выбору.
Посмотрел по магазину – пробников много, все вроде бы недорогие и приблизительно с одним функционалом. Но решил выбрать вот эту модель:
Это не просто пробник, а щуп-прозвонка, и это, как я узнал, две больших разницы. Меня привлекло наличие щупа в виде иглы, и не зря – таким щупом можно проткнуть изоляцию провода, и провести проверку. Очень удобно, ведь не нужно резать изоляцию на проводе, да и отверстие, скорее всего, никак потом не будет мешать. С другой стороны у щупа есть зажим крокодил на проводе – тоже удобно, зажим легко соединяется с контактами, проводом или массой и дает контакт.
Последним фактором стала цена пробника – он не совсем копеечный, как многочисленные китайские приборы, значит его качество должно быть получше. Но и не сильно дорогой, в самый раз для пробника.
Вскоре получил покупку, щуп поставляется в незатейливой упаковке.
Распаковка показала, что производитель позаботился об удобстве и безопасности. Заостренный наконечник щупа закрыт кембриком, так что во время транспортировки он не затупился и никого не поранил:
Выяснилось, что щуп действительно острый, при неосторожном обращении можно и палец проколоть, так что следует быть осторожным.
Ну, а в задней части расположился крокодил с аккуратно свернутым проводом. Провод, не слишком длинный, буквально 30 см (??), он достаточно гибкий и вряд ли быстро переломится.
Сам пробник легкий, небольшого размера, из недорого пластика, собран добротно (на один болт с гайкой), без перекосов и больших щелей. На одной стенке прибора есть два светодиода – зеленый и красный. Причем поставлены они как будто вручную, не совсем по центральной оси, но не думаю, что это имеет значение.
Разобраться с использованием щупа-прозвонки оказалось несложно и работа с ним элементарна.
Использование щупа-прозвонки на практике
Казалось бы, это простейший прибор, но он на удивление функциональный, с его помощью можно искать обрывы в проводах, проверять предохранители, лампочки, реле – в общем, искать неисправности в приборах. Большое преимущество пробника в том, что с его помощью можно искать обрывы или проверять исправность приборов как на машине, так и отдельно. Причем для простой прозвонки не нужно использовать аккумулятор или батарейку – в самом пробнике уже есть источник питания (я раскручивать и проверять не стал, посмотрим, сколько прослужит).
Думаю, будет не лишним, если я поделюсь приемами работы с этим пробником.
Как найти обрыв. Это самый простой вариант. Крокодил нужно подключить к одному концу провода, а щупом сначала проверить второй конец провода. Есть провод цел, то раздается звуковой сигнал, а если сигнала нет, то щупом следует протыкать изоляцию и приближаясь к контакту с крокодилом – таким путем и обнаруживается место обрыва.
Как проверить предохранитель, реле, лампочку. Здесь все то же, что и с проводом, только крокодил и щуп нужно соединять к контактам этих приборов. Зуммер работает – все в порядке, зуммер молчит – лампа или предохранитель на выброс.
Как проверить предохранитель, реле, лампочку на машине. А в этом случае нужно крокодил соединить с массой, и щупом проверять контакты приборов. Если все в порядке, то загорается красный светодиод – это говорит, что есть напряжение и лампочка или предохранитель цел. Если загорается зеленый светодиод – значит лампочку или предохранитель нужно менять.
Кстати, у меня было опасение, что прокалывание проводов могут плохо сказаться на них, но я переживал зря – проколы на изоляции совершенно не видны и вряд ли могут привести к коррозии.
По итогу могу сказать, что этот щуп-прозвонка стоит своих денег, и его полезно иметь в своем арсенале.
www.avtoall.ru
АВТОТЕСТЕР – ЧАСТЬ 1 | Техника и Программы
В. Волков
Появление на дорогах большого количества транспорта, способного развивать высокие скорости, усложнение условий движения, усиление борьбы с загрязнением воздуха выхлопными газами предъявляют высокие требования к техническому состоянию автомобиля и в первую очередь — к его электрооборудованию. Опыт работы автотранспортных предприятий показывает, что до четверти эксплуатационных неисправностей автомобиля приходится на систему электрооборудования, а расходы па ее техническое обслуживание и ремонт превышают треть расходов на обслуживание автомобиля в целом.
Одной из причин столь высоких затрат является несвоевременное и неполное проведение работ по обслуживанию, ремонту и диагностике оборудования. В немалой степени это объясняется отсутствием соответствующих измерительных приборов. Восполнить этот пробел может автотестер — малогабаритный простой переносный прибор широкого применения, вполне доступный для повторения.
Автотестер представляет собой многопредельный прибор, предназначенный для диагностики, ремонта и регулировки карбюраторных двигателей внутреннего сгорания и их электрооборудования, а также для контроля содержания окиси углерода в выхлопных газах. Прибор рассчитан па применение в дорожных условиях; в условиях ремонтных мастерских.
Технические характеристики прибора
Диапазон измеряемых напряжений (постоянного и переменного тока): через входные клеммы — от 0,2 до 500 В на пределах 5, 50, 500 В; с выносным делителем напряжения I : 10— до 5000 В. Диапазон измеряемых частот:
через входные клеммы на пределах до 50 В — от 4 Гц до 200 кГц, па пределе 500 В — от 4 Гц до 50 кГц;
с выносным делителем напряжения — от 4 Гц до 20 кГц. Диапазон измеряемых активных сопротивлений — от I до 5-10* Ом на пределах X 1, X 10 и X 100.
Диапазон измеряемых угловых скоростей — oi 50 до 10 000 об/мин на пределах 1000, 4000, 10 000 об/мин.
Диапазон измерения постоянного тока через входные клемы от I до ЮЛ; с выносным шунтом до 200 А.
Диапазон измерения угла замыкания контактов прерывателя
четырех цилиндрового двигателя — от 0 до 90°; шести цилиндрового двигателя – от 0 до 60°; восьмицилиндрового двигателя — от 0 до 45°.
Диапазон измеряемых напряжений системы зажигания с выносным импульсным вольтметром от 0,5 до 25 кВ на пределах 10 и 25 кВ. Прибор сохраняет работоспособность в следующих условиях: температура окружающего воздуха от —30° С до +50° С; относительная влажность до 95% при температуре 35° С, атмосферное давление от 720 до 780 мм рт. ст.; напряжение питания 12В±15%; механические вибрации с ускорением до 2 g.
Погрешность измерения в нормальных условиях не превышает 10% от конечного значения предела измерения.
Активное входное сопротивление вольтметра при измерении постоянного напряжения составляет 5 кОм/В, переменного напряжения 4 кОм/В, импульсного высоковольтного напряжения 5 ГОм.
Мощность, потребляемая автотестером от батареи автомобиля при измерении угла замыкания контактов прерывателя, анализе выхлопных газов и измерении импульсного напряжения, не превышает 6 Вт при напряжении 12,6 В.
Прибор считается работоспособным через 5 мин после его включения. Среднее расчетное время безотказной работы прибора составляет 5000 ч.
Габариты прибора 120x85x210 мм, масса 2 кг.
Принципиальная схема автотестера приведена на рис. 1.
Измеритель угла замыкания контактов прерывателя первичного контура системы зажигания собран на транзисторах 77 и Т2, которые образуют триггер с одним устойчивым состоянием. В исход- пом состоянии транзистор 77 открыт напряжением смещения, снимаемым с делителя на резисторах R2t R4. С коллекторной нагрузки транзистора 77 через делитель напряжения на резисторах R9 и R12 напряжение подается на базу транзистора Г2. Режимы транзисторов подобраны таким образом, что транзистор Т2 в исходном состоянии закрыт, поэтому стрелка измерительного прибора ИП1, включенного в цепь его коллектора последовательно с резистором R19, находится также на нуле. При замыкании контактов прерывателя резистор R1 и дроссель Др1, служащие для развязки прибора от системы зажигания, выключаются параллельно резистору R4. При этом транзистор 77 закрывается, а транзистор Т2 открывается. Таким образом, при работающем двигателе триггер работает синхронно с контактами прерывателя, причем среднее значение тока, протекающего через измерительный прибор Я/7/, пропорционально соотношению периодов замыкания и размыкания контактов прерывателя.
Стабилитрон Д1 ограничивает на входе триггера ЭДС самоиндукции первичного контура системы зажигания до 8 В.
Стабилизатор, образованный резистором R20 и стабилитроном Д7, исключает влияние изменения напряжения питания автотестера на результат измерения.
Резистор R19 служит для калибровки прибора при замкнутых выводах кабеля, подключаемого к контактам прерывателя, что соот* ветствует наибольшему углу замыкания и полному отклонению стрелки измерительного прибора.
Для удобства работы на шкалу измерительного прибора ИП1 нанесена риска, соответствующая нормальной установке контактов прерывателя четырехцилиндрового двигателя внутреннего сгорания. Для установки контактов прерывателя шести- и восьмицилиндрового двигателя следует пользоваться соответствующими данными, приводимыми в справочной литературе. Кроме того, и для таких двигателей на шкале могут быть нанесены риски.
Устройство, применяемое для определения содержания окиси углерода н-выхлопных газах, довольно просто. Оно представляет собой мост постоянного тока, в два плеча которого включены платиновые спирали: измерительная R10 и сравнительная /?//, а в два других плеча — постоянные резисторы. Разбаланс моста, вызванный разбросом сопротивлений плеч, компенсируется резистором /?/<?, ось которого выведена на переднюю панель прибора. При прохождении чистого воздуха через камеру, в которой находится измерительный резистор R10, мост находится в равновесии. При появлении окиси углерода она сгорает (платина играет роль катализатора, вызывая реакцию окисления), температура резистора R10 повышается, его сопротивление увеличивается. В диагонали моста, в которую включен измерительный прибор ИП/, начинает протекать ток, величина которого пропорциональна концентрации окиси углерода.
Мост газоанализатора также питается от батареи автомобиля. Стабилизатор на резисторе R21 и стабилитроне Д6 исключает влияние изменения напряжения питания на результат измерения. Резисторы R6 и R7 служат для калибровки шкал анализатора содержания окиси углерода в выхлопных газах.
Омметр выполнен по многопредельной схеме с балансной регулировкой нуля, обеспечивающей малую зависимость результатов измерения от изменения напряжения батареи Б1 (один элемент 332). Переключатель Bid обеспечивает переключение пределов измерения сопротивления, а резистор R39 служит для установки нуля.
Вольтметр постоянного тока выполнен на измерительном приборе ИП1 с добавочными резисторами R29 — R31, переключаемыми переключателем пределов измерения В1г (прибор имеет три предела).
Для ремонта и регулировки различной измерительной и радиоаппаратуры автотестер снабжен выносным добавочным резистором R46, расширяющим предел измерения напряжения постоянного тока до 5000 В. Добавочный резистор может быть использован также н при измерениях па переменном токе, например при проверке катушки зажигания.
Вольтметр переменного тока выполнен по мостовой двухполу- периодной схеме, обеспечивающей более высокое входное сопротивление. Оно одинаково для обеих полярностей, причем большая часть приложенного к вольтметру напряжения падает на добавочных ре-
Рис. 2. Принципиальная схема импульсного вольтметра
зисторах R26 — R28, что уменьшает опасность пробоя диодов Д9- Д12 даже при значительных случайных перегрузках вольтметра.
Выбор первого предела измерения неременного напряжения равным 5 В позволяет использовать одну и ту же шкалу для измерения напряжения как постоянного, так и переменного тока, поскольку на этом пределе градуировка шкалы микроамперметра уже приближается к линейной, что упрощает шкалу индикатора.
Импульсный вольтметр выполнен в виде отдельной приставки к автотестеру (рис. 2) и предназначен для измерения амплитудных значений напряжения вторичного высоковольтного контура системы зажигания от 0,5 до 25 кВ отрицательной и положительной полярностей, отсчитываемых от среднего значения. Это позволяет определить полярность высокого напряжения. Для современных двигателей с высокой степенью сжатия важно, чтобы центральный электрод свечи был соединен с отрицательным полюсом высокого напряжения, индуцируемого во вторичной обмотке катушки зажигания независимо от полярности включения батареи на массу. Это приводит к более быстрому процессу ионизации н генерации плазменной зоны с большой проводимостью для искры, что равносильно повышению КПД двигателя. В то же время применение импульсного вольтметра позволяет проверять КПД зажигания каждого цилиндра и катушки зажигания» регулировку зазоров электродов свеч и проверку всего высоковольтного контура зажигания в целом.
Источник: Лучшие конструкции 27-й выставки творчества радиолюбителей. Сборник. М., ДОСААФ, 1977. 287 с. с ил. На конц. пол.: сост. А. В. Гороховский.
nauchebe.net
Мультиметр как пользоваться в автомобиле
Как правильно пользоваться мультиметром
Для того чтобы прозвонить провода автомобильной проводки обязательно нужно знать, как пользоваться мультиметром. Необходим и сам мультиметр: цифровой или аналоговый, – неважно. Цифровой отличается от аналогового только способом индикации. У первого результат измерения показывается на ЖК-дисплее у второго при помощи стрелочного индикатора.
Что такое мультиметр
Мультиметром называют электроизмерительный прибор, позволяющий измерять несколько параметров. Их минимальный набор:
- напряжение;
- сила тока и электрическое сопротивление участка цепи;
То есть это устройство в одном корпусе содержит несколько приборов. Его название происходит от английского multimeter, что дословно можно перевести как «множественный измеритель». Ранее этот комбинированный прибор у нас назывался тестером или авометром. Последнее название – сокращение от слова ампервольтомметр, на мой взгляд, лучше всего отражает сущность устройства. Итак, это устройство обычно объединяет в себе вольтметр, амперметр и омметр. Буквы DT в названии мультиметра это сокращение от Digital Tester, что означает цифровой тестер. Значит мультиметр, название которого начинается с DT, будет оснащен цифровым дисплеем. Принцип работы со всеми цифровыми тестерами одинаков. Поэтому если вы освоите, например, DT 832, вы будете знать, как пользоваться мультиметром с любым обозначением, начинающимся с DT. Ниже мы рассмотрим, как пользоваться мультиметром.
Применение прибора
Проверка электрооборудования авто невозможна без знания того, как пользоваться мультиметром. Для этого будет рассмотрена на примере доступного по цене, а в эксплуатации похожего на своих китайских собратьев, мультиметра DT 832. Он обладает точностью измерения достаточной для ремонта электрооборудования автомобиля. А розничная цена его обычно не превышает 100 р. Он имеет 3 гнезда для подключения щупов:
- нижнее – общее;
- верхнее – для измерения силы тока;
- среднее – для измерения напряжения и сопротивления.
Чтобы измерить любой из вышеперечисленных параметров, нужно подключить к прибору два вывода со щупами. Один к общему гнезду, другой к гнезду для измерения соответствующей величины. После этого переключателем режимов работы выбрать нужный режим, и проверить величину параметра. Щуп общего провода оснастите зажимом. Операция эта нехитрая крокодил просто надевается на щуп, если он плохо держится, сдавите его надевающуюся часть пассатижами чтобы она сидела плотнее.
Вот что нужно сделать, чтобы прозвонить и узнать, не замыкают ли провода на массу авто. Подключить провода со щупами к нижнему и среднему гнезду. Переключателем рода работы выбрать режим измерения сопротивления не более 200 Ом, обозначенный Ω 200.
Обесточить цепь, которую нужно прозвонить и отключить ее от потребителей (если это лампочки, то можно просто вынуть их из патронов). Обеспечьте контакт одного щупа с массой авто, а другого поочередно с проводниками, которые нужно проверить. Припаяйте к одному щупу иглу и прокалывайте ей изоляцию проводов. Если прибор покажет сопротивление от нуля до нескольких Ом, значит у провода есть контакт с массой. В этом же режиме можно проверить наличие или отсутствие обрыва провода. Для этого нужно щупы присоединить к его концам. В таком случае при отсутствии обрыва индикатор должен показать 0, показание в несколько десятков Ом будет свидетельствовать о наличие надлома или плохого контакта в разъеме на этом участке проводки. При обрыве показания прибора будут такими же, как с разомкнутыми щупами. Для уточнения того что должен показать прибор, если исследуемый участок цепи цел, перед исследованием замкните щупы и посмотрите на индикатор.
Если вы пользуетесь мультиметром в режиме омметра, для того чтобы прозвонить проводку авто, полярность подключения щупов соблюдать не нужно.
Измерения напряжения
Прибор имеет высоковольтные диапазоны измерения напряжения, но для ремонта электрооборудования авто они не пригодятся. А высоковольтные провода проверяют только на отсутствие внутренних обрывов омметром. Остальные высоковольтные элементы электрооборудования авто тоже не проверяются вольтметром. Из них при помощи DT 832 можно проверить только резистор в бегунке распределителя зажигания, но и его следует проверять в режиме омметра.
Для измерения напряжения щупы подключить к нижнему и среднему гнезду на лицевой стороне прибора. Переключателем, находящимся там же, выбрать режим измерения постоянного напряжения до 20 V (V ─ 20). Обеспечить контакт щупа общего провода DT 832 с массой авто, а другого щупа с участком проводки, где нужно провести измерения. Считать показания с дисплея.
Высоковольтные диапазоны измерения переменного напряжения пригодятся вам для того, чтобы прозвонить проводку в квартире.
Измерение силы тока
Сила тока потребляемая каким-либо электрическим устройством авто. Разъедините цепь питания электроприбора. Щупы к DT 832 подключите к нижнему и верхнему гнезду. Переключатель режимов установите в положение измерения силы тока на ток несколько больший, чем может потреблять устройство. Если потребитель не маломощный, это будет режим А 10. В разрыв питания подключите DT 832. Общий провод тестера подключите к проводу, идущему от потребителя. Щуп, подключенный к верхнему гнезду тестера, соедините с проводом, подающим питание. Когда потребитель выключен, тестер покажет вам ток утечки электроприбора. Включив его, на дисплее вы увидите потребляемый им ток.
Для измерения напряжения вход измерительного прибора подключается параллельно бортовой сети автомобиля. Для измерения же силы тока вход тестера следует подключать только в разрыв питания или массы электроприбора. Так как подключение мультиметра в режиме амперметра параллельно бортовой сети автомобиля приведет к короткому замыканию с неприятными последствиями вплоть до выхода прибора из строя. Не пытайтесь также замерять ток, потребляемый стартером. Так как он в десятки раз больше допустимого для этого прибора. Результатом будет выход прибора из строя.
Для чего измеряют напряжение и ток
- Определение работоспособности генератора авто. Если ваш стартер отказывается часто пускать двигатель. Подключить щупы к нижнему и среднему гнезду тестера, выбрать режим измерения постоянного напряжения до 20 V (V ─ 20). Запустить двигатель установить частоту вращения коленвала около 1,2 тыс. об/мин. Включить дальний свет и еще пару потребителей вроде обогревателя заднего стекла. Измерить напряжение на клеммах аккумулятора. Если оно не менее 13,9 и не более 14,2 V, то генератор в порядке. Когда напряжение не находится в этом диапазоне генератор требует ремонта.
- Определение тока утечки. Если после длительной стоянки стартер вашего авто не всегда пускает двигатель, нелишне будет измерить ток утечки проводки. Для этого нужно подключить щупы к нижнему и верхнему гнезду тестера, выбрать режим измерения постоянного тока до 10 А (А ─ 10). Выключив все электроприборы снять одну клемму с аккумулятора. Если случиться выбрать и снять плюсовую клемму тогда щуп общего провода прибора нужно присоединить к ней, а другой к плюсовой клемме аккумулятора. Показания индикатора и будут током утечки электрооборудования.
- Проверка верности выбора сечения провода для подключения дополнительного электрооборудования. Для этого нужно включить вновь установленное устройство, и измерить напряжение питания на его клеммах. Если сечение провода питания меньше необходимого, тестер покажет напряжение меньше напряжения в сети, так как при прохождении тока по проводу недостаточного сечения на нем будет возникать значительное падение напряжения, которое уменьшит напряжение питания.
- Прозвонить провод на обрыв можно, включив мультиметр в режим измерения напряжения. Для этого на один конец провода нужно подать напряжение, а на другом конце измерять его. Если прибор покажет наличие напряжения на другом конце, то провод цел. Аналогично можно прозвонить провод при помощи контрольной лампочки.
- Проверить работоспособность диода в мосту генератора можно, включив тестер в режим омметра. Для этого измерьте сопротивление диода в прямом и обратном направлении. Сопротивление исправного диода в прямом включении должно быть близко к 0. В обратном же должно приближаться к бесконечности. Высокое прямое сопротивление диода говорит об обрыве в нем. Низкое обратное свидетельствует о его пробое. И в том, и в другом случае диод требует замены.
- Мультиметром в режиме омметра можно проверить целость щеток генератора, не вынимая их из электроагрегата. Поиск неисправности подогревателя заднего стекла он тоже облегчит.
Еще статьи из рубрики Теория
Как пользоваться мультиметром для чайников: видео
Опытный электрик, который часто работает с сетями и ремонтирует различные устройства, в своем арсенале обязательно должен иметь мультиметр. Этот прибор представляет собой устройство, сочетающее функции омметра, амперметра и вольтметра. В этой статье мы расскажем, как пользоваться мультиметром правильно, какие они бывают и что нужно учитывать при работе с устройством.
Существует два вида тестеров — электронный (цифровой) и аналоговый. В наши дни аналоговые практически не используются ввиду их большого веса и габаритов. Их давно вытеснили цифровые устройства — они маленькие, удобные и позволяют проводить замеры с высокой точностью измерений. Использовать их несложно, особенно если разобраться с инструкцией и запомнить правила подключения.
Основные обозначения на классическом мультиметре
Далее мы будем рассматривать цифровой прибор, поскольку у вас с вероятностью в 99.9% будет именно он. На передней стороне устройства есть переключатель, его основные режимы:
- OFF. Означает, что тестер выключен и не расходует энергию.
- ACV. Включен режим работы с переменным током.
- DCV. Включен режим работы с постоянным током.
- DCA. Измерение постоянного тока.
- Ω. Режим измерения сопротивления проводника.
Переключение режимов происходит за счет поворота переключателя в нужную позицию. В нижней или правой части вы обнаружите три разъема, которые используются для подключения измерительных щупов. Чтобы правильно пользоваться цифровым мультиметром, вам нужно понимать режимы их работы.
Внимание: черный кабель всегда включается в com-разъем. Красный включается в гнездо VΩmA, если проводится работа с токами мощностью до 200 мА или мультиметр применяют для измерения сопротивления. Если работа ведется с токами мощнее 200 мА, то кабель подключается к гнезду 10 ADC.
При работе обязательно нужно учитывать это требование. Если вы подадите на гнездо VΩmA высокие токи, то прибор просто выйдет из строя. В лучшем случае у него сгорит предохранитель, в худшем — повредится системная плата.
Как правильно мерить напряжение
Чтобы понять, как пользоваться стрелочным мультиметром для измерения напряжения, вам следует просмотреть видео внизу страницы. Принцип прост — вы включаете щупы, выбираете напряжение и по отклонению стрелки высчитываете значение. Использование электронного устройства еще проще — считать вам ничего не нужно. К примеру, нужно померить напряжение в розетке. Вы выбираете режим ACV (переменный ток), черный щуп включаете в Com, красный в VΩmA. Вы предполагаете, что в сети 220 вольт, а не 380, поэтому выставляете переключатель на ближайшее значение. Если непонятно, какое напряжение в сети, то ставьте максимальное значение и понемногу его опускайте.
Классический стрелочный мультиметр
К примеру, на вашем мультиметре три положения — 5 вольт, 200 вольт и 700 вольт. Вы решили померить напряжение в розетке, но не знаете, какое в ней напряжение. Сначала вы ставите 700 вольт и снимаете показания. Прибор показывает 235 вольт. Вы понимаете, что измерения следует проводить в другом диапазоне и переключаетесь на 200. Следующий замер показывает 223 вольта, что является наиболее точным значением.
Если вы меряете напряжение в сети постоянного тока, то нужно переключить ручку в соответствующее положение. Обозначение переменного тока на мультиметре — DCV. Далее все делается так же, как и в случае замеров при переменном токе с подбором наиболее точного значения. Замеры делаются при параллельном подключении, а не последовательном, то есть на двух фазах, а не на одной. Снять напряжение с одного провода не удастся.
Внимание: при работе с электричеством будьте осторожны. Думайте, что вы делаете, чтобы не вызвать короткое замыкание и не прикоснуться к оголенным проводам щупами.
Если вам нужно найти фазу, то можно просто использовать индикаторную отвертку — она помогает находить фазу в сетях 220 вольт без использования прибора. Но если вы занимаетесь ремонтом проводки, то обойтись одной отверткой не удастся — фаза может быть везде, а ноль — отвалиться. Но работать мультиметром все равно вы должны уметь — это азы для любого электрика.
Как правильно измерить силу тока
Измерение силы тока начинается с определения того, с каким током приходится работать: переменный или постоянный. Вам нужно установить переключатель в необходимое положение. Затем определитесь, какая сила тока ориентировочно будет в цепи. Подключите второй щуп к соответствующему разъему ( до 200 мА в «VΩmA», свыше в разъем «10А»).
Если вы не знаете, какая сила тока, то начинайте измерение с максимальных значений. Если на экране вы увидите меньший ток, то тогда переставьте штекер в другой разъем. Если и при этом значение меньше контрольного, то измените положение ручки на более низкую силу тока. Изучите обозначения на мультиметре. чтобы понимать, какие значения вас интересуют, и работайте от максимальных к минимальным, а не наоборот.
Внимание: для измерения силы тока нужно подсоединять прибор последовательно. Он включается в сеть к одному кабелю, что позволяет определить значение силы тока с высокой точностью.
Меряем сопротивление устройства
Изучая расшифровку обозначений на мультиметре, вы наткнетесь на значок «Ω». Данная шкала используется для измерения сопротивления. Здесь уже не нужно подбирать максимальные параметры — начинать измерение можно с любой позиции. Мы рекомендуем начинать со средних — если показания больше, то переставляйте ручку вперед, если меньше — то назад.
Если вы меряете сопротивление не отдельного элемента, а подключенного к цепи, то обязательно обесточьте ее, иначе прибор выйдет из строя или покажет неверные данные. Это касается любых устройств под напряжением. Если вы ремонтируете пульт от телевизора, то вытаскивайте с него батарейки, если люстру с трансформаторами — то отключайте питание автоматом. В схеме измерения сопротивления не должно быть ничего лишнего — только прибор и само устройство.
Если вы планируете измерять сопротивление в цепи автомобиля (к примеру, проверка стартера или генератора), то обязательно отключайте аккумулятор. Почитайте о том, как пользоваться мультиметром в автомобиле. Учитывайте, что аккумулятор выдает постоянный ток с напряжением в 12 вольт, поэтому подстраивайтесь именно под эти показатели.
Как понять, что вы меряете в неправильном диапазоне? Если при замере на экране высвечивается “Over”, “Ol” или “1”, то это означает, что снять показания не удалось, поэтому переключитесь на шаг выше. Если на экране горит “0”, то нужно наоборот уменьшить значение.
Ничего сложного в измерениях сопротивления нет — вы гарантированно быстро разберетесь с устройством, если изучите инструкцию и запомните несколько основных правил. Всегда начинайте мерить значения с запасом, спускаясь сверху вниз, подключайте прибор правильно и следите за целостностью изоляции щупов, чтобы не устроить короткое замыкание или не получить удар током.
Как правильно прозванивать цепи
Прозвонка — это проверка, есть ли в сети контакт. Этой функцией пользуются в основном продвинутые ремонтники, которые занимаются восстановлением техники или устройств. Обычному человеку эти функции обычно не нужны, но все же вы должны понимать, как ими пользоваться.
Переключателем необходимо выбрать режим прозвонки (он обозначен треугольником с вертикальной линией или вертикальными скобками, похожими на значок “громкость”). Затем щупами нужно прозвонить дорожку. Если она целая, то вы услышите писк динамика.
Внимание: при прозвонке нужно обесточивать сеть, чтобы по ней вообще не текли токи. Использовать мультиметр для прозвонки сетей под напряжением запрещено — он или покажет неверные данные, или выйдет из строя.
Изучите инструкцию, прежде чем пользоваться устройством
В каких случаях необходимо пользоваться мультитестером в прозвоночном режиме? Если вам нужно определить работоспособность кабеля. К примеру, вы проложили пару десятков кабелей для LAN сети к каждому столу или устройству, но забыли промаркировать их. В этом случае и можно легко определить. Вам надо выбрать один кабель, зачистить на нем два провода и замкнуть их (к примеру, желтый и зеленый). Потом вы отправляетесь на другой конец пучка и прозваниваете на каждом кабеле зеленый и желтый провод. Когда тестер пискнет, то вы нашли искомый кабель.
Мы перечислили основные правила пользования мультиметром для новичков — этого вполне достаточно, чтобы совершать 95% всех бытовых операций. Домашнему электрику вряд ли понадобится проверка транзисторов и другие сложные функции — они нужны только ремонтникам электроники. Поэтому не стоит забивать себе голову.
Несколько советов
Ниже мы расскажем вам несколько нюансов, которые значительно облегчат вашу жизнь при работе с устройством:
- У большинства китайских тестеров щупы очень хлипкие и непрочные. Их можно усилить, если надеть кембрик на место, где из трубки-держателя выходит кабель.
- Всегда помните о том, что нужно мерить от больших значений к меньшим. Если вы все же забыли об этом правиле и прибор вышел из строя, не спешите расстраиваться. В нем есть плавкий предохранитель — возможно, он успел спасти плату и перегорел сам. Замените его на новый. Не используйте самодельные предохранители или проволочки — они не спасут блок в следующий раз.
- Не забывайте, что прибор работает от батарейки и ее периодически нужно менять. Если на экране появилась надпись Bat, то она скоро сядет.
- Переключатель можно вращать в любом направлении, но только в том случае, если щупы не подключены к источнику напряжения. Нельзя воткнуть их в розетку и крутить ручку в обе стороны.
- При измерении напряжения не нужно ловить фазу и ноль — можно присоединять щупы к любым контактам. Если полярность будет неправильная, устройство просто покажет значение со знаком минус.
Чтобы вам было легче осваивать прибор, посмотрите видео, как пользоваться мультиметром для чайников. Этот обзор будет понятен даже новичкам.
Интересное по теме:
Как проверить электрическую систему автомобиля с помощью мультиметра
Современные автомобили оборудованы различными электроприборами, которые часто ломаются и нуждаются в проверке.
Как выбрать мультиметр?
В настоящее время на рынке представлен широкий ассортимент мультиметров – от простых измерителей выдержки прерывателя и тахометров до многофункциональных устройств с десятью различными шкалами или цифровыми табло. На рисунке представлены: A Sparktune: измеритель выдержки, вольтметр, амперметр. B Autoranger: измеритель выдержки, вольтметр, омметр, амперметр, тахометр. B Testune: измеритель выдержки, вольтметр, омметр, амперметр, тахометр. D Hawk: измеритель выдержки, тахометр. E Avometer 2003: вольтметр, амперметр, омметр. F CAB-100: тестер для аккумулятора.
Одним из способов проверки состояния электрических цепей является подключение простой контрольной лампы на участке между токонесущими проводами и заземлением. Тем не менее, этот способ позволяет установить лишь факт подачи тока к определенной точке участка.
Для более точной проверки используются измерительные приборы, определяющие напряжение, которое подается на компонент электросистемы, и сопротивление этого компонента или цепи в целом.
Мультиметры
В магазинах, торгующих автомобильными принадлежностями, можно приобрести измерительные приборы, предназначенные специально для автомобилей. Самыми полезными приборами считаются мультиметры, которые, согласно названию, измеряют различные характеристики электросистемы.
В автомобилях используется постоянный ток, и с помощью мультиметра можно измерить его силу, а также напряжение и сопротивление в указанной точке. Некоторые мультиметры также снимают показания о скорости двигателя и времени выдержки контактов.
Перед каждым измерением необходимо обнулить предыдущие показания, особенно если вы планируете работать с малыми величинами (например, сопротивлением).
Не используйте для проверки компонентов элетросистемы измерительные приборы с подвижными стрелками. В противном случае вы можете чрезмерно нагрузить и повредить их. Используйте цифровые измерительные приборы.
Как использовать мультиметр
Проверьте сопротивление провода высокого напряжения, переключив мультиметр в режим омметра и сняв показания на обоих концах провода.
Мультиметр можно использовать для измерения напряжения, силы тока и сопротивления. Некоторые подобные приборы также измеряют выдержку контактов и скорость двигателя. Для получения достоверных результатов необходимо правильно подключить датчики.
Для измерения напряжения на аккумуляторе следует подключать датчик между штырями. Для измерения сопротивления провода высокого напряжения следует подключать датчики к обоим концам провода.
Переключите мультиметр в режим амперметра и подключите его к шунту, чтобы измерить силу тока, производимого генератором.
Для измерения напряжения необходимо переключить мультиметр в режим вольтметра и подключить один датчик к цепи, а второй заземлить.
Для измерения силы тока, производимого генератором или динамо-машиной, подключите мультиметр через шунт. Измерьте напряжение катушки или другого элемента цепи, соединив один датчик с ним, а второй – с заземлением.
Чтение показаний
Для измерения напряжения необходимо переключить мультиметр в режим вольтметра и подключить один датчик к цепи, а второй заземлить.
При использовании мультиметра необходимо правильно соединять его контакты с компонентами системы. Способ соединения зависит от полярности автомобиля. В автомобиле с отрицательным заземлением необходимо подключать к кузову контакт с меткой (-), а в автомобиле с положительным заземлением – контакт с меткой (+). Для проверки полярности обратитесь к инструкции по эксплуатации.
Убедитесь в плотности крепления контактов, при необходимости очистите их от ржавчины и краски, чтобы показания были точными. Для зачистки неплохо подходит наждачная бумага.
Работая в двигательном отсеке, прикрепите датчик к зажиму заземления на аккумуляторе
Проверка аккумулятора
Перед проверкой других компонентов рекомендуется проверить сам аккумулятор и убедиться в его работоспособности.
Задайте мультиметру соответствующие настройки и подключите его к клеммам аккумулятора. Результат измерений должен быть примерно равен 11-12В (при низком и высоком уровне заряда соответственно).
Если по данным мультиметра напряжение равно 10В и менее, можно предполагать наличие повреждений в одной из ячеек аккумулятора. Подключите контакт заземления к кузову автомобиля и снимите показания повторно. Они не должны отличаться от результатов предыдущего измерения. Если это не так, проверьте прочность крепления контактов.
Соедините один датчик мультиметра с заземлением, а второй – с соленоидом стартера. Снимите показания еще раз. При низких значениях проверьте соединение между клеммой аккумулятора и соленоидом стартера.
Если при замере показания на контактах слишком низки, перед проверкой других составляющих цепи необходимо их закрепить. Очистите проблемные места от грязи и ржавчины и сделайте повторный замер. Когда результаты всех замеров будут примерно равны, их можно будет использовать для сверки при осмотре других составляющих цепи.
Проверка приборов
Проверка тахометра
Для проверки нового тахометра необходимо подключить мультиметр к клемме на задней стороне прибора и заземлению. При подаче на прибор тока мультиметр зафиксирует показания. Этот прием можно использовать для любого прибора.
Многие приборы работают на токе, который проходит через стабилизатор напряжения. Если сразу несколько приборов отображают неверные показания, возможно, стабилизатор неисправен. Для проверки необходимо подключить к выходному разъему мультиметр и включить зажигание.
Проверка стабилизатора
В современных автомобилях некоторые приборы получают питание от стабилизатора напряжения. Если стабилизатор ломается, показания приборов искажаются. Перед проверкой каждого прибора необходимо проверить сам стабилизатор, подключив мультиметр к его выходному разъему и заземлению.
Мультиметр должен показывать примерно 10В, небольшие отклонения обусловлены действием реостата. Сильное отклонение свидетельствует о том, что мультиметр необходимо заменить.
Проверка датчика уровня топлива
Отключите проводку от клеммы датчика и подключите мультиметр между нерабочей клеммой и точкой заземления. Показания могут быть различными, в зависимости от положения поплавка. Если показания снять не удается, необходимо отремонтировать или заменить датчик.
В датчике топливного бака есть резистор переменного сопротивления, исправность которого можно проверить с помощью мультиметра.
Отключите проводку от датчика и подключите мультиметр между нерабочей клеммой и точкой заземления. Если датчик исправен, мультиметр должен показывать определенное значение. Для проведения полной проверки необходимо снять показания с полным, полупустым и пустым баком.
Показания должны представлять собой логичную последовательность с примерно равными промежутками. Если значения равны, скорее всего, в датчике произошло короткое замыкание, и он дает неверные показания.
Проверка зажигания
При проверке цепи низкого напряжения необходимо замкнуть ее, закрыв контакты прерывателя.
Если в катушке используется добавочный резистор, под его действием напряжение на входной клемме будет ниже (около 6-8В). Для проверки напряжения зажигания подключите мультиметр к катушке и заземлению. Ненадолго включите стартер, и выключите его, чтобы обойти добавочный резистор. Мультиметр должен показать около 12В. Отключите мультиметр от катушки.
Если значение не изменится, неисправность кроется в самой цепи низкого напряжения или клеммах соленоида.
Проверьте эти компоненты, измерив перепады напряжения на них. Подключите датчик между клеммами на катушке и к заземлению.
Замкните контакты и переключите мультиметр в режим низкого напряжения. Он должен показать 0-0,5В. Если показание превышает 0,5В, клеммы на катушке работают неправильно.
Переключите мультиметр в режим высокого напряжения и разомкните контакты. Показания на входе и выходе должны совпадать.
Нулевое напряжение может свидетельствовать о поломке распределителя. Для того, чтобы в этом убедиться, необходимо отключить распределитель. Если после отключения распределителя напряжение не появилось, скорее всего, неисправность кроется в самой катушке.
Проверка проводов высокого напряжения
Для проверки проводов высокого напряжения необходимо переключить муультиметр в режим омметра. Если автомобиль работает с перебоями в зажигании, можно предполагать неисправность одного их таких проводов.
Определите тип проводов. Провода из углеродного сплава имеют сопротивление в пределах 10000-25000 Ом. Омедненные провода обладают малым сопротивлением, однако оснащаются радиоподавляющими заглушками с сопротивлением в 10000 Ом.
Отключите провода от свечей зажигания, снимите распределительные крышки и измерьте сопротивление сердечника на обоих концах. Убедитесь в правильности показаний.
Для проверки изоляции измерьте сопротивление сердечника и окружающего его пластика. Если провод в хорошем состоянии, показания должны быть одинаковыми.
Проверка системы зарядки
Запустите двигатель, подождите, пока он разогреется до нормальной температуры, а затем выключите его.
Переключите мультиметр в нужный режим (0-20В) и соедините его с клеммами аккумулятора. Запустите двигатель и снимите показания, а затем постепенно увеличьте скорость до 2000 оборотов в минуту, обращая внимание на табло мультиметра.
Если система работает правильно, сначала напряжение будет расти по мере увеличения скорости двигателя, а затем остановится.
Максимальное показание составляет 13,5-14,5В (в зависимости от модели автомобиля). Если напряжение не растет, можно предполагать наличие неисправности в системе зарядки.
Счетчик зарядки и разрядки аккумулятора
Существуют особые мультиметры, которые снимают показания с аккумулятора при высокой нагрузке (например, при запуске). Такой мультиметр представляет собой вольтметр с двумя зубцами, соединенными мощным резистором.
При соприкосновении зубцов с клеммами аккумулятора мультиметр снимает показания. Если аккумулятор исправен, мультиметр покажет примерно 9В.
Для такой проверки можно использовать обычный мультиметр. Отключите систему зажигания, обесточив катушку. Подключите мультиметр к клеммам аккумулятора, попросите помощника на несколько секунд включить стартер и снимите в это время показания. Как и в предыдущем случае, референтное значение составляет 9В.
Измерение силы тока
Измерение силы тока, производимого генератором или динамо-машиной, зачастую вызывает определенные затруднения, т.к. эта величина слишком велика для большинства измерительных приборов.
Для этого используется дополнительный элемент, именуемый шунтом. Шунт представляет собой резистор с определенным сопротивлением. Мультиметр подключается к электросистеме через шунт, определяет перепады давления и высчитывает силу тока. В некоторых случаях шунт поставляется в комплекте с мультиметром. Если это не так, прочтите инструкцию по эксплуатации автомобиля, чтобы подобрать нужный шунт.
Источники: http://autolirika.ru/teoriya/kak-polzovatsya-multimetrom.html, http://knigaelektrika.ru/teoriya/kak-polzovatsya-multimetrom-dlya-chajnikov-video.html, http://17koles.ru/how/kak-proverit-elektricheskuyu-sistemu-avtomobilya-s-pomoshchyu-multimetra
electricremont.ru