+7 495 120-13-73 | 8 800 500-97-74

(для регионов бесплатно)

Содержание

Автомобильные электрические провода.

Автомобильные провода



Провода, применяемые на автомобилях для передачи электрической энергии от источников к потребителям, в процессе эксплуатации испытывают значительные тепловые и механические нагрузки, а также подвержены химико-коррозийным воздействиям. Сюда можно отнести значительный перепад температур, вибрацию и тряску, негативное воздействие нефтепродуктов, влаги и загрязнений.

Некоторые провода предназначены для передачи тока малой величины, на который могут повлиять различные радиопомехи и электромагнитные поля.

По этим причинам к электропроводам, используемым для монтажа схем электрооборудования автомобилей, предъявляются высокие технологические и эксплуатационные требования.

В системе электрооборудования автомобилей могут использоваться провода, предназначены для передачи тока низкого и высокого напряжения, при этом высоковольтные провода обычно используются в системах зажигания автомобильных двигателей с принудительным воспламенением рабочей смеси.

***

Автомобильные провода низкого напряжения

Провода низкого напряжения применяются для соединений в бортовой сети. Они состоят из медных токопроводящих жил с изоляцией из поливинилхлоридного пластиката или резины. Жилы выполняются из луженой или нелуженой медной проволоки, обладающей высокой электропроводностью, эластичностью и технологически просто соединяются с наконечниками штекерами и прочими присоединительными элементами.

Для удобства при монтаже и ремонте электрооборудования используется буквенное и цифровое обозначение выводов и цветовая маркировка проводов. Маркировка проводов по цвету изоляции создает удобства при их монтаже, обслуживании и ремонте.

Сплошная расцветка проводов использует десять цветов, при комбинированной расцветке дополнительно на сплошную расцветку наносятся полосы или кольца белого, черного, красного или голубого цвета. Таким образом, цветовая палитра, используемая для обозначения проводов, существенно расширяется.

Применение цветных проводов на автомобиле регулируется определенными правилами. Все соединения изделий с корпусом автомобиля («массой») должны выполняться проводами одного цвета (чаще всего – черного). Провод, соединяющий коммутирующий прибор (выключатель, переключатель) или предохранитель с линией электроснабжения, должен иметь тот же цвет, что и провод сети, к которой происходит подключение.

Участки цепи, проходящие через разборные или неразборные контактные соединения, должны выполняться проводом одинаковой расцветки.

Участки цепи, разделенные контактами реле, предохранителями, резисторами и т. п., должны иметь различную расцветку. Цвет проводов, проложенных в разных жгутах к разным потребителям, может повторяться.

Провода могут иметь бронированную изоляцию для защиты от механических повреждений и экранирующую оплетку для уменьшения влияния электромагнитных полей (радиопомех) на протекающий по ним ток.

Гибкие одножильные провода ПВА, ПГВА (провода гибкие с изоляцией из поливинилхлоридного пластика, автомобильные), ПВАЭ (экранированные) и ПВАЛ (с луженой жилой) рекомендуются к использованию в жгутах, работающих при температурах от —40 до +105 ˚С.

Для температур от -50 до +80 ˚С предназначены провода ПГВА, ПГВАД (двухжильный), ПГВАЭ (экранированный) и ПГВАБ (бронированный).

Провода ПГВА-ХЛ устанавливаются на автомобилях, эксплуатируемых в районах с холодным климатом (от —60 до +70 ˚С). Для переносных ламп применяются провода ШВПТ с параллельно уложенными жилами и ПЛНТ с резиновой изоляцией.

Плетеный неизолированный провод АМГ используется для соединения отрицательного вывода аккумуляторной батареи с «массой» и помехоподавляющих перемычек кузова.

На грузовых автомобилях в электрических цепях используется кабель КГВВА.

Площадь сечения жилы в автомобильных проводах может быть 0,5; 0,75; 1,0; 1,5; 2,5; 4,0; 6,0; 10,0; 16,0; 25,0; 35,0; 50,0; 70,0; 95 мм2. Толщина изоляции – от 0,35 мм (площадь сечения 0,5 мм2) до 1,6 мм (площадь сечения 95,0 мм2).

Провода перед установкой на автомобиль собираются в жгуты, представляющие собой законченное электротехническое изделие, содержащее кроме проводов, наконечники, резиновые защитные колпачки, оплетку и т. п.

Длина проводов в жгуте должна составлять не менее 100 мм, длина ответвлений – не менее 50 мм.

Перспективными являются плоские жгуты, в которых провода прикреплены к основе методом тепловой сварки. Такие жгуты шириной до 60 мм используются на многих современных легковых автомобилях (в частности, автомобилях ВАЗ-2108, -2109). Плоские жгуты удобнее в обслуживании и упрощают поиск неисправностей, связанных с пробоями или обрывами в цепи. Кроме того, такая конструкция жгута способствует более эффективному охлаждению проводов.

Наконечники проводов выполняются под винтовое крепление отверстия диаметром на 0,2…0,5 мм больше диаметра винта или в виде штекеров. Плоские штекеры выпускаются толщиной 0,2…0,5 мм и шириной 2,8; 4,8; 6,3 и 9,5 мм. Максимально допустимая сила тока для штекеров шириной 2,8 мм – 6 А; 6,3 мм – 20…30 А; 9,5 мм – 30…40 А.

Сечение провода в жгуте выбирается с учетом тепловой нагрузки, т. е. температуры окружающей среды, числа проводов в жгуте, тепловой нагрузки провода и конструкции жгута.
Так, при температуре окружающей среды 30 ˚С жгут традиционной конструкции с 8…19 проводами сечением 0,5 мм2 допускает силу тока до 6,5 А, а плоский жгут с проводами аналогичного сечения в таких же условиях – до 9,0 А.

Для проводов зарубежного производства при выборе сечения предлагаются усредненные рекомендации вне зависимости от числа проводов в жгуте. Провода сечением жилы менее 1 мм2 к установке на транспортные средства не рекомендуются ввиду их малой механической прочности.

Жгуты в автомобиле крепят металлическими или пластмассовыми скобами. Нормы допускаемых токовых нагрузок проводов при прокладке в жгутах уменьшаются с увеличением числа проводов в жгуте.

Провода должны быть проверены на допустимое падение напряжения, которое определяется из соотношения:

ΔU = ρlI/S,


где ρ – удельное сопротивление медного провода при температуре 20 ˚С равно 0,0185 Ом/м;
l – длина провода, м;
I – сила тока, А;
S – площадь сечения жилы, мм2.

Если потребитель подключается по двухпроводной схеме, то общая длина провода l представляет собой суммарную длину прямого и обратного проводов. Падение напряжения в цепи складывается не только из падения напряжения в проводе, но и из падений напряжения в переходных контактах штекерных соединений, выключателях, соединительных панелях и т. п.

С учетом падений напряжения минимальное напряжение в цепях дальнего и ближнего света фар должно быть 12,6 В, передних габаритных огней, указателях поворота, задних габаритных огней – 12,3 В, задних указателей поворота, сигнала торможения – 12,7 В.

Падение напряжения в стартерной цепи при силе тока 100 А не должно превышать 0,2 В – для номинального напряжения бортовой цепи 12 В и 0,4 В – для номинального напряжения 24 В.

***



Мультиплексная система электропроводки

Развитие электроники позволяет значительно упростить схему бортовой цепи автомобиля, сократить число жгутов и снизить массу электропроводки и соединительных элементов. Мультиплексная система электропроводки предусматривает подведение ко всем устройствам, входящим в систему, двух общих шин: силовой, по которой к потребителям подводится «+» питающей сети, и управляющей, по которой проходит сигнал на включение или выключение зашифрованный в двоичном коде. Сигнал формируется в мультиплексоре при нажатии соответствующего выключателя. Демультиплексор потребителя, получив сигнал, расшифровывает его и если он соответствует коду включения этого потребителя, подключает его к питающей сети.

Подобным же образом происходит отключение потребителей. Электронный блок осуществляет синхронизацию прохождения сигналов.

Управляющая шина может представлять собой световод в системе оптической связи, для этого управляющий сигнал из электрического преобразуется в световой.

***

Высоковольтные провода системы зажигания

Высоковольтные провода, способные выдерживать напряжение до 15 кВ и более, применяются в системах зажигания автомобильных двигателей с принудительным воспламенением рабочей смеси.

Эти провода подводят ток высокого напряжения к свечам зажигания от распределительного устройства для обеспечения искрообразования между электродами свечи.

Основные требования, предъявляемые к высоковольтным проводам – низкое удельное сопротивление, стойкость к радиопомехам и хорошие изоляционные свойства. Поскольку эти провода работают в условиях постоянной вибрации и возможного контакта с нефтепродуктами, они должны быть эластичными и стойкими к воздействующим на них агрессивным средам.

Высоковольтные провода делятся на обычные — с металлическим центральным проводником, и специальные — с распределенными параметрами, обеспечивающие подавление радиопомех.

Провода с медной жилой (ПВВ, ПВРВ, ППОВ и ВПЗС) имеют изоляцию из поливинилхлорида, резины или полиэтилена, поверх которой надета оболочка с повышенной бензомаслостойкостью. Эти провода обладают низким удельным сопротивлением центральной жилы (18…19)×103 Ом/м, рассчитаны на максимальное рабочее напряжение 15…25 кВ и могут применяться только в комплекте с помехоподавительными резисторами.

Провода с равномерно распределенным сопротивлением делятся на провода с распределенным активным сопротивлением (резистивный провод) и реактивным сопротивлением (реактивный провод).

Резистивный провод имеет токопроводящую жилу из хлопчатобумажной пряжи, пропитанной сажевым раствором, в хлопчатобумажной или капроновой оплетке. Такой провод ПВВО имеет удельное сопротивление (15…40)×103 Ом/м и рассчитан на максимальное напряжение 15 кВ.

Реактивные провода находят более широкое применение на современных легковых автомобилях (в частности, марки «ВАЗ»).

Провод ПВВП имеет центральную льняную нить, на которую нанесен слой ферропласта, в состав которого входят марганец никелевые и никель-цинковые порошки.

Поверх ферропластового сердечника наматывается токопроводящая железоникелевая проволока. Поглощение радиопомех происходит в проводнике и диэлектрике ферропластового слоя. Провод ПВВП выпускается диаметром 7,2 и 8 мм и рассчитан на рабочее напряжение 25 и 40 кВ соответственно; имеет удельное сопротивление 2 кОм/м.

Установленный на автомобилях марки «ВАЗ» провод ПВВП-8 имеет красный цвет.

Провода ПВППВ и ПВППВ-40 имеют аналогичную конструкцию и отличаются только используемыми в них материалами.

Для бесконтактных систем зажигания автомобилей марки «ВАЗ» применяется провод ПВВП-40 синего цвета с силиконовой изоляцией с удельным сопротивлением 2,55 кОм/м, рассчитанный на рабочее напряжение до 40 кВ.

Провода зарубежного производства имеют для повышения способности помехоподавления более высокие значения удельного сопротивления (так, например, у проводов фирмы «Motocraft» — 11 кОм/м).

Установка проводов с повышенным сопротивлением может привести к перебоям в работе системы зажигания. Помехоподавительные резисторы, которые выпускаются в расчете на сопротивление 5…13 кОм, соединяются со свечой зажигания или с распределителем. Резистор может встраиваться в свечной экранированный наконечник (рис. 1).

***

Защитная аппаратура автомобильных электрических цепей



k-a-t.ru

Высоковольтные провода зажигания ВАЗ: виды, особенности

Каждый, даже далекий от тонкостей автомеханики автолюбитель, знает, что ни один двигатель не может работать без системы зажигания. При этом основными элементами системы зажигания является коммутатор (или трамблер), катушка и свечи зажигания. Однако в данной статье мы поговорим о другом, не менее важном компоненте системы зажигания – высоковольтных проводах. Высоковольтные провода зажигания ВАЗ, как и высоковольтные провода в автомобиле от любого другого производителя, предназначены для передачи высокого напряжения к свечам зажигания.

Абсолютно все провода для свечей зажигания классифицируются в зависимости от конструктивных особенностей. В частности, все провода разделяют в зависимости от материала, из которого изготовлена токопроводящая жила, а также материала, из которого выполнена изоляция. Рассмотрим разновидности проводов более детально.

Классификация по типу проводника

По типу токопроводящей жилы провода на свечи зажигания могут быть:

  1.  С медным проводником. Такие кабеля считаются классическими и обладают очень низким сопротивлением – около 0,2 Ом/м. Основным недостатком является значительный уровень помех, возникающих в процессе работы системы зажигания.
  2.  С проводником из неметаллического материала. Конструктивно такой провод выполнен из льняной нити, кевлара, стекловолокна с графитовой пропиткой. При этом сердечник заключен в специальную оболочку из проводящей электрический ток пластмассы. Распределенное сопротивление составляет около 2 кОм/м. Использовать такие кабели следует только с помехоподавляющими устройствами.
  3.  С неметаллической токопроводящей жилой, конструктивно выполнены практически аналогично выше описанному проводу. Отличительной особенностью является более высокое распределенное сопротивление – около 40 кОм/м. Такие кабели могут использоваться без помехоподавляющих устройств.

Провода зажигания

Классификация по материалу изоляции

Как уже упоминалось выше, провода к свечам зажигания классифицируются в зависимости материала, из которого выполнена изоляция. В бюджетных кабелях изоляция чаще всего изготавливается из поливинилхлоридного материала. Такая изоляция способна выдерживать температуру в пределах -20 — +120 градусов.

Более качественной считается изоляция из так называемого эластомера. Основной отличительной особенностью кабелей с такой изоляцией является высокая стойкость к негативному воздействию химически агрессивных веществ. Диапазон температур, при которых эластомер не утрачивает своих качеств, лежит в пределах -30 — +180 градусов.

Наиболее высокими характеристиками обладает кабель с силиконовой изоляцией. Силиконовая изоляция способна выдерживать температуру в пределах -50 — +250 градусов и обладает наибольшей долговечностью по сравнению с другими видами изоляции. Именно провода с такой изоляцией рекомендуются многими автопроизводителями, в том числе и отечественными.

Какое должно быть сопротивление высоковольтных проводов зажигания

Многие автолюбители считают, что чем меньше сопротивление проводов зажигания, тем меньшим будет уровень потерь, и тем более эффективно будет функционировать система зажигания. Действительно ли такие утверждения обоснованы и верны?

Признано, что чем меньше сопротивление токопроводящей жилы, тем более высоким является негативное воздействие электромагнитных помех на работу силовой установки автомобиля. В этой связи очень важно чтобы комплект высоковольтных кабелей по уровню помехоподавления соответствовал установленным нормам. Если взять в качестве примера автомобили семейства ВАЗ, то в их технических руководствах утверждено, что в зависимости от длины сопротивление провода должно быть в пределах 3,5-10 кОм.

В то же время чем меньшим будет сопротивление всей лини зажигания, тем более эффективно будет работать силовой агрегат автомобиля. Недаром же в спортивных автомобилях используются провода с практически нулевым сопротивлением. Если же вспомнить о помехах, то сопротивления свечи вполне достаточно.

Высоковольтные провода зажигания

Признаки неисправности высоковольтных проводов зажигания

Свидетельством того, что кабели зажигания пришли в негодность, являются следующие признаки:

  •  трудности с запуском двигателя, особенно в сырую погоду;
  •  на средних и высоких оборотах отмечается нестабильная работа двигателя;
  •  двигатель не развивает полную мощность;
  •  наблюдается повышенный расход топлива.

Как правило, при сильном износе на изоляции провода возникает множество микротрещин, из-за которых возникает утечка тока. В результате этого провод не способен передать к свече зажигания ток, который по своей величине достаточен для ее нормальной работы. Таким образом существенно повышается время выработки искры и нарушается правильная работа цилиндров двигателя.

Достаточно часто встречаются и случаи, когда провода повреждаются в результате соприкосновения с какими-либо элементами двигателя. Также возможны и ситуации потери герметичности колпачка, и как следствие – окисление контактов и утечки тока. Регулярная очистка контактов является обязательной процедурой, особенно при эксплуатации автомобиля в сложных климатических условиях.

Каким образом автовладелец может проверить провода на утечку? На самом деле все очень просто: в темном гараже открываем капот и заводим двигатель. Места утечек будут достаточно ярко светиться синим светом. Существует и несколько другой способ: вместо свечи устанавливается разрядник (два электрода в одном корпусе) и по нему контролируется энергия, подаваемая на свечу.

Для того чтобы повысить долговечность изоляции рекомендуется следить и постоянно поддерживать ее в чистоте. Постоянной проверке и очистке подлежат и контакты между свечами зажигания и каждым проводом.

Высоковольтные провода

Как проверить провода свечей зажигания мультиметром

В первую очередь любая диагностика начинается с детального внешнего осмотра. Очень часто одного лишь визуального осмотра достаточно для того, чтобы выявить износившийся кабель. Наличие значительных дефектов в виде, например, трещин и переломов на изоляции, уже является подтверждением необходимости замены провода.

Если же визуальный осмотр показал, что изоляция в нормальном состоянии и имеются обоснованные сомнения по поводу исправности токопроводящей жилы, можно произвести проверку при помощи мультиметра.

Для того чтобы произвести проверку высоковольтного кабеля потребуется стрелочный или цифровой мультиметр. Сам процесс проверки очень прост: устанавливаем измерительный прибор в режим измерения сопротивления, отсоединяем провод от свечи и катушки зажигания и замеряем его сопротивление. Разумеется, измерение сопротивление должно быть произведено по отношению ко всем проводам.

В процессе работы стоит помнить, что разница между показания не должна быть более 2 кОм. В случае если разница между показаниями выше данного значения, то это является свидетельством необходимости замены провода.

Отдельно следует вспомнить и о другом способе проверки. Для выполнения работы потребуется достаточно длинный отрезок провода с оголенными концами. Один конец подключаем к минусовому выводу АКБ (к «массе»), а вторым концом постепенно проводим по высоковольтному кабелю. В местах повреждений, если они присутствуют, будет проскакивать искра.

Подчеркнем, что если, например, после того, как была произведена проверка высоковольтных проводов зажигания мультиметром, и был выявлен только один пришедший в негодность провод, то замены подлежит весь комплект. Все дело в том, что только установка нового комплекта может гарантировать одинаково стабильную работу каждого цилиндра силового агрегата. По этой же самой причине крайне не рекомендуется производить какой-либо ремонт колпачков и/или изоляции высоковольтного кабеля.

Как показывает многолетний опыт, основной причиной быстрого выхода из строя кабелей системы зажигания является их низкое качество. Помните, что экономия в данном случае неоправданна.

Гораздо выгоднее один раз купить качественное изделие, чем каждый месяц покупать низкокачественное, но зато дешевое.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

tolkavto.ru

Акустические провода: виды и из характеристики

Хорошие акустические провода –  это залог чистого звучания

Приобретая хорошую акустику, неопытный человек никогда не задумывается над тем, что для качественного звучания всей системы, помимо динамиков, требуется обзавестись соответствующими проводами. Особенно это касается моделей среднего ценового сегмента, где производитель может укомплектовать изделие неплохими колонками, и при этом, сэкономить на звукопроводящих кабелях, или не положить их вовсе.

Провод для акустических систем, является такой же важной деталью, как и усилитель, который, к слову, выполняет главную работу во всей системе.

Основные характеристики проводов

Чтобы вы лучше уловили суть всей проблемы, давайте немного окунемся в теорию, и посмотрим, как функционирует звуковая система. Приведенная схема актуальна, как для дорогущей Hi-Fi акустики, так и для обычных колонок на персональном компьютере.

Что такое «бутылочное горлышко»

Термин «Бутылочное горлышко», или «Bottleneck», можно часто услышать среди компьютерщиков, и людей, занимающихся обзорами железа для ПК. Употребляется он для обозначения элемента системы, тормозящего остальные части, то есть самое слабое звено.

Общая производительность системы, всегда будет равняться мощности именно этого элемента, несмотря на наличие, более качественных деталей схемы.

Символичное представление, как некачественные компоненты тормозят всю систему

Данный принцип, применим не только к компьютерной периферии, но и для любой электронной схемы, и даже механизмов.

Итак, чем же грозит использование некачественных проводов? Давайте кратко ознакомимся с принципом работы простейшего транзисторного усилителя.

Схема с транзистором без указания прочих элементов схемы

Итак:

  • На схеме выше, изображена упрощенная схема работы однотранзисторного усилителя звука. Мы не стали указывать остальные элементы, дабы не усложнять процесс понимания функционирования устройства, и ограничились только самим транзистором.
  • Транзистор – это полупроводниковая деталь любого современного электронного устройства. Именно благодаря ему, техника смогла уменьшиться в размерах, и серьезно сбавить в весе.
  • Он имеет три вывода, которые называются: база, коллектор и эмиттер.
  • Ток через транзистор протекает между коллектором и эмиттером в одном направлении (меняется в зависимости от типа радиодетали). База же, служит ключом для управления потоком. Принцип прост: ключ закрыт – ток не течет, открыт – ограничений нет.
  • Но база имеет не только два положения: «вкл» и «выкл». «Дверца» приоткрывается, в зависимости от величины напряжения подаваемого на базу (от 0 до 1 В). На этом и построен принцип работы усилителя.
  • Напряжение на эмиттере превышает напряжение базы в несколько раз, например, 10В против 1-го. Соотношение этих величин, и есть коэффициент усиления. На базу подается переменный сигнал от проигрывателя, или микрофона, который постоянно меняет своё значение. В это время транзистор повторяет сигнал, но уже на больших напряжениях, который, в свою очередь, подаётся на динамики.

Предположим, что наш усилитель может увеличивать сигнал в 10 раз, и выдавать чистый сигнал, в частотном диапазоне от 20 Гц до 2кГц – именно такой диапазон доступен для человеческого слуха. Но для соединения с динамиком, мы возьмем низкокачественный провод для акустики.

В результате, из-за того, что провод не в состоянии передать все частоты, мы получаем деформированное звучание с шумами, или занижение мощности проводимого сигнала, часть которой тратится на нагрев провода. Всё преимущество нашего хорошего усилителя, сводится на нет. То есть, в итоге у вас получится следующая схема: сигнал – усилитель – «ослабитель» — звук. Вас ничего в ней не смущает?

Характеристики акустических проводов

Давайте обозначим все характеристики проводника, которые влияют на качество передаваемого сигнала.

Подключение акустической системы

Качество звучания напрямую зависит от следующих технических характеристик дизайна провода:

  • Тип материала проводящего сердечника;
  • Свойства и характеристики изоляции;
  • Особенность внутреннего строения кабеля.

Качество используемого металла влияет на чистоту и глубину низких частот (басов). От остальных характеристик зависят точность тембра и звукопередачи.

Двухкомпонентный акустический кабель

Сегодня, самым доступным металлом с высокими характеристиками токопроводимости под акустику, является медь. Именно она применяется при изготовлении подавляющего большинства кабелей. Но медь бывает разного качества, с различными примесями, которые влияют на её свойства.

В результате медные провода делят на следующие типы:

  • ТРС – медь, полученная по технологии грубой очистки. Провода из данного материала используются в бюджетной акустике, где требования к качеству звучания невысоки.
  • OFC – бескислородная медь, обладающая хорошей проводимостью. Данный проводник обеспечивает передачу сигнала практически без потерь, и применяется в системах среднего ценового сегмента. Благодаря приемлемой стоимости и своим характеристикам, данные провода получили наибольшее распространение по миру.
  • РСОСС – провода из чистой меди, полученной методом непрерывной вытяжки расплава. Данная технология разработана китайскими инженерами, и с успехом применяется для изготовления самой качественной продукции. Но не следует думать, что это относится к китайской продукции.

Совет! Некоторые компании создают свои провода, изменяя, или усовершенствуя указанные технологии. Например, фирма « Hitachi » выпускает эксклюзивный продукт, с увеличенной кристаллической решеткой, который маркируется, как LC — OFC .

Провод акустический серебряный

Как известно, драгоценные металлы проводят ток гораздо лучше меди. Но, если цена золота и платины совсем несовместимы с таким применением, то серебро при изготовлении проводов, применяется довольно часто.

Так, цена за 1 метр провода из чистого серебра составляет 100 евро, и это далеко не предел. Применяют данные изделия в комплекте с элитной техникой и дорогостоящим концертным оборудованием.

Гораздо чаще, можно встретить, так называемые композитные провода, состоящие из нескольких металлов. Так, например, медные жилы покрываются (лудятся) тонким слоем серебра или олова, что дает данным проводам усиленные свойства.

Компонентные акустические провода «Morel»

Комбинируют медь не только с металлами, но и с углеродистыми проводниками. Такие добавки придают проводнику определенные свойства. Называются такие провода – компонентными.

Совет! Если ваш провод никак не маркирован, и сделан из неизвестных сплавов, то смело отправляйте его в мусорное ведро, и бегите за новым в магазин.

Сопротивление проводов

Итак, после прочитанного, резюмируем – главное значение для акустического кабеля это его пропускная способность, на которую напрямую влияет сопротивление токопроводящей части. Чем оно выше, тем сигнал хуже проходит по проводу.

Как вы уже, наверное, догадались, каждый тип сплава, отличает именно этот показатель. Но сопротивление провода зависит не только от этого. Большое значение имеют длина и сечение кабеля.

Резистор – радиодеталь для снижения напряжения и силы тока

Что обозначает понятие «сопротивление» в электрической цепи? Сопротивление – это свойство противодействия материала движению электронов. Чем оно выше, тем ниже пропускная способность проводника (в электронике для понижения силы тока применяются специальные элементы, называемы резисторами).

Проведем небольшую аналогию с водопроводом:

  • Представим, что у нас имеется труба, по которой течет вода со скоростью 2000 литров в час. Её диаметр, соответствует количеству пропускаемой жидкости.
  • Но что будет, если мы врежем посередине участок другой трубы, меньшего размера, или слегка прикроем кран?
  • Всё верно. Количество пропускаемой воды уменьшится, так как на её пути появилась дополнительная помеха, препятствующая потоку — то есть создается сопротивление.
  • Или обратная ситуация – увеличиваем диаметр трубы при том же давлении, что и ранее. Сразу выводим следующее правило: уменьшение сопротивления без увеличения нагрузки, не влияет на производительность системы.
  • Аналогично дело обстоит и с электрическим током – чем тоньше или длиннее провод, тем выше его сопротивление. По толстому кабелю сигнал будет передаваться куда лучше, но оглядываясь на описанное выше правило, уточним, что его диаметр нужно подбирать под пиковую мощность сигнала.

Внимание! Провод акустический 2х4 мм², способен передавать сигнал практически со скоростью света (98% великолепный результат).

Таблица сопротивления для проводов

Рассчитать сопротивление провода очень просто. Используйте для этого приведенную таблицу. Например, диаметр 10-ти метрового медного провода составляет 1 мм. Сопротивление 1 метра данного провода составляет 0,023 Ом, что очень мало. Всё что вам осталось сделать – это перемножить данное значение на общую длину проводника: 0,023*10=0,23 Ом.

Далее, открывается инструкция вашего усилителя, и смотрится оптимальное значение, которое советует производитель. При необходимости, провести расчет можно самому, но эту часть мы опустим, так как намерения погружаться в формулы у нас не было с самого начала.

Давайте лучше ещё раз, на мгновение вернемся к нашему водопроводу. Что будет, если создать в трубе слишком высокое давление?

Правильно, она завибрирует, и возможно даже лопнет в самом худом месте. В электронике, подобное явление называется короткое замыкание (КЗ). Конечно, оно не грозит вам при подключении акустики, но потеря сигнала, ухудшение качества звучания, и нагрев проводов – явления довольно частые.

Прочие факторы

Акустические провода в разной изоляции

Двигаемся дальше. Следующий фактор, влияющий на качество проводов – это материал изоляции, который также содержит определенный набор характеристик.

Углубляться в эти дебри не станем, и отметим лишь главное:

  • Лучшей, считается изоляция из тефлона, особенно из вспененного, или с низкой плотностью.
  • Далее по убыванию, идет полипропилен – провода с такой изоляцией немного хуже, но имеют более приятную цену.
  • Самым распространённым на сегодня изоляционным материалом, является поливинилхлорид. Но такие акустические провода, из-за эффекта накопления диэлектриком заряда, сильно искажают звук, и явно не подходят для качественных систем звучания.

Совет! Хорошая изоляция акустического провода, должна быть эластичной, иначе при сильных перегибах, может произойти её повреждение.

Дополнительным плюсом качественного провода, является наличие экрана, который будет препятствовать появлению шумов. Данный тип кабелей рекомендуется применять для автозвука и дорогой Hi-Fi акустики.

Экранированный акустический кабель с двойной изоляцией и оплеткой

Строение проводов, стандартные входы и подключение

В данной части статьи мы рассмотрим строение проводов, и ознакомимся со списком клемм и соединений под них.

Типы акустических проводов

Акустические провода могут быть одно- и многожильными. Вторые, в свою очередь, делятся на три типа.

Пучкообразная жила: расположение токоведущих жил в таком кабеле неравномерно, что делает его уязвимым к отраженным сигналам. Поэтому использовать данный тип с акустикой, не рекомендуется.

Концентрический акустический кабель

Следующий тип проводов называется – концентрический. Благодаря тому, что жилы расположены ровно, по всей длине проводника образуется практически идеальное круглое сечение, что дает стабильное сопротивление на всех участках, и как следствие, передачу сигнала с малыми потерями.

Многожильный витой провод

Самой лучшей конструкцией, является — веревочная. По сути – это усовершенствованная модель предыдущего кабеля, но с лучшими показателями гибкости самого провода, что очень важно при укладке на участках с крутыми изгибами.

Одножильные провода обладают самой большой пропускной способностью, но из-за высокой жесткости, применение их в компактных системах довольно проблематично.

Акустический кабель витая пара

Особняком стоят кабели «витая пара», которые имеют множество вариантов сплетения. Некоторые из них оснащены сложным экранированием, что в значительной мере влияет на качество передаваемого сигнала.

В данных моделях проводов могут использоваться как монолитные, так и многожильные токонесущие жилы. Чем дальше они разнесены друг от друга, тем четче и детальнее передаются частоты от усилителя — но при этом начинает страдать слитность звука. Поэтому, наиболее оптимальное сочетание этих параметров, и есть главная задача инженеров, создающих данные провода.

Акустический провод 2х4 мм: витая пара

Витая пара бывает следующих моделей:

  • UTP – стандартный кабель без экрана;
  • FTP – у данной модели акустического кабеля, имеется фольгированный экран для отражения помех;
  • STP – каждая жила провода имеет собственный экран, плюс добавлен общий экран, в виде оплетки из медной проволоки;
  • S/FTP – внешним экраном для кабеля служит витая медная пара, каждая из которых имеет оплетку из фольги;
  • SF/UTP – витая пара не имеет защиты, но экран у такого провода состоит одновременно из фольги и проволоки.

Совет! Даже хорошо экранированные провода, с двойным слоем изоляции, способны улавливать посторонние шумы, поэтому при укладке на металлические конструкции (салон автомобиля), рекомендуется, предварительно помещать их в гофру.

О чем говорят тесты

Тестируем акустические провода

Каждый тип кабеля, был уже кем-то опробован множество раз, поэтому у пользователей сложилось своё мнение о каждой модели в частности.

Итак, что советуют профессионалы на просторах интернета:

  • Естественно, лучшими показателями обладают провода из чистого серебра, которые могут обеспечить передачу звучания с обертонами, и оригинальную запись звука, без каких-либо искажений
  • Провода из монокристаллической меди (ООС) – это отличное решение для всех типов частот. Акустический провод для сабвуфера из этого материала, обеспечит чистый, глубокий бас.
  • При выборе кабеля из бескислородной меди, вы столкнетесь с настоящей проблемой. Причина в том, что качество звучания на проводах разных производителей, сильно отличается. Особенно это касается китайских изделий, большая часть которых не выдерживает никакой критики.
  • Композитные провода тоже весьма неплохи, но иногда, луженая оловом медь может создавать эффект шепелявости. Посеребренные модели придают звуку больше яркости, что скорее, считается плюсом.

Совет! Выбирая провод, откажитесь от немаркированных вариантов. Лучше купите товар известной марки. Например, из бюджетного сегмента выделяется продукция фирмы « Mystery».

Клеммы и разъемы

Думаем, что ни для кого не секрет, что тип клеммы выбирается в зависимости от формы ответного гнезда, которым снабжены усилители и колонки. Но всё равно мы думаем, что пробежаться по основным из них, будет весьма полезно.

U – образные клеммы

На фото выше, изображена U-образная клемма, которая чаще всего применяется при установке автомобильных усилителей. Соединение обладает изоляционным кожухом для защиты, но все равно, рекомендуется дополнительно обматывать стыки изоляторов, изолентой. Делается это потому, что контакты в системе находятся очень близко друг к другу, а вибрация кузова авто может оголить изоляцию.

Клеммник сабвуфера

Винтовые зажимы не потребуют от вас дополнительных деталей. Достаточно вставить в отверстие  очищенный от изоляции конец провода, и затянуть гайку. Чаще всего, такие соединения можно увидеть  на низкочастотных динамиках и домашних Hi-Fi системах.

Винтовые клеммы

Винтовые клеммы применяются при соединении профессиональной аппаратуры, дорогой акустики и микшеров для записи звука.

Клемма зажим

Зажимные клеммники – это очень удобное решение, применяемое в большинстве компьютерных акустических систем, недорогих домашних кинотеатрах и музыкальных центрах. Данное соединение так же не нуждается в ответных разъемах.

Готовые решения

Если ваша звуковая система оснащена вместо клеммников гнездами, то вам придется покупать готовый акустический кабель под них. Хотя на рынке чаще всего представлены образцы китайской промышленности, качество которых явно не лучшее, вы все равно можете найти продукцию известных производителей, так как все вышесказанное, относится в полной мере и к этим товарам.

Акустический провод компьютера

Так, например, для подключения к звуковой карте компьютера отдельного усилителя, или музыкального центра, используется кабель 3,5 мм мини-Джек — тюльпан. Кстати, в магазинах радиотоваров всегда можно найти множество переходников и нестандартных кабелей, которые позволят соединить в систему непрофильные приборы.

Кабель «тюльпан»

Многие системы, в том числе и автомобильные, оснащены гнездами под тюльпан. Данное соединение очень удобно и надежно. Провода данного типа могут использоваться как для передачи звука, так и видео.

Подключение динамиков

Соединить аудиосистему своими руками очень просто. Главное — следовать рекомендациям изготовителя, и соблюдать последовательность подключения.

Маркировка акустического кабеля

Каждый усилитель поддерживает определенное количество подключаемых динамиков, которые вы можете подобрать самостоятельно, под требуемую схему подключения. Готовые же системы, комплектуются с завода, и имеют соответствующее обозначение: 2.0; 2,1; 5,1; 7,1 – эти цифры, как раз и говорят о количестве колонок в комплекте.

  • Первая цифра указывает, сколько высоко- и среднечастотных выходов имеет усилитель. Вторая – обозначает наличие в системе низкочастотного сабвуфера.
  • Чтобы не запутаться, откройте прилагаемую схему подключения, где вы увидите название всех выводов, которые, кстати, дублируются на самом усилителе и колонках.
  • Всё, что вам осталось сделать – это последовательно соединить все элементы. Но будьте внимательны, и не спутайте полярность. Плюсовые клеммы усилителя и динамиков, обычно обозначаются красным цветом, а минусовые – черным.
  • Плюсовой провод для акустики, маркируется цветной полосой (см. фото выше), или имеет красную изоляцию. Минусовой – может быть черного цвета, или не иметь маркировки вовсе.

Последовательно соединяя провода для акустики с выводами, вы гарантируете себе качественный результат, без риска спутать кабели. Поверьте, что гораздо больше времени, у вас уйдет на распаковку системы, и расстановку её по комнате.

На этом всё — надеемся, что мы смогли наиболее полно преподнести материал. Читайте больше статей на нашем сайте!

elektrik-a.su

Выбор кабеля и провода для монтажа проводки в автомобиле.

 

Перед монтажом дополнительной силовой проводки или при ремонте (замене) проводки в автомобилях и других транспортных средствах возникают вопросы по правильному выбору и применению необходимого для монтажа провода.

При выборе проводов и кабелей на первое место выступают требования пожарной безопасности.

Электропроводку в транспортном средстве приходится прокладывать в кузове по углам и порогам, через переборки и случайные подходящие отверстия. Провода в процессе эксплуатации могут подвергаться воздействию высоких и низких температур, воды, льда, кислот, масла, топлива, а также трению, вибрации, ударам и тряске и другим разрушающим факторам. Следует помнить, что летом температура в автомобиле, стоящем на солнце c закрытыми стеклами, в средних широтах может достигать+50…60°С, а на юге +80…90°С.

Зимой, в сильные морозы, автомобиль может остывать в средних широтах до -30…40°С, на Урале и в Сибири до -50. 60°С, а в Якутии до -70°С.

Опасно применять жесткий провод с ненадежной, легко растрескивающейся изоляцией! Такой провод может быть причиной короткого замыкания проводки и пожара! Необходимо применять провода и кабели, которые соответствуют по току и по климатическим и эксплуатационным условиям месту их установки.

Провод должен быть гибким и иметь прочную изоляцию, которая не должна твердеть (дубеть) при минусовых температурах и не должна размягчаться (плыть) при нагревании. Токопроводящая жила (проводник) кабеля должна быть медной и многопроволочной, хорошо и без потерь проводить номинальный ток, на который рассчитана электрическая цепь. При токовой перегрузке цепи или коротком замыкании, до сгорания плавкой вставки предохранителя цепи, проводник не должен нагреваться до температуры плавления изоляции кабеля.

Если по каким-то причинам возник пожар, то изоляция проводов не должна распространять горение.

Отечественной кабельной промышленностью производится широкий ассортимент проводов и кабелей, пригодных для силовой проводки в транспортных средствах.

Кабель

Назначение

Сече­ние, мм2

Изоляция

Температура экспл.

НВ, НВМ

монтажный

0,5…2,5

ПХВ плас­тикат

— 50°С…+ 105°С

ПВА

автотракторный

0,5…95

ПХВ плас­тикат

— 40°С…+ 105°С

ПГВА

автотракторный

0,5…95

ПХВ плас­тикат

— 60°С…+ 70°С

ПВАМ

транспортный

0,5…6,0

ПХВ плас­тикат

— 40°С…+ 105°С

ПВЭп-М

силовой

2,5…70

Каучук

— 60°С…+ 100°С

ПВКВ

выводной

0,75.120

Резина

— 60°С.+ 180°С

ПВ3

установочный

0,5.95

ПХВ плас­тикат

— 50°С.+ 70°С

 

Зарубежной промышленностью производится специальные провода и кабели для силовой проводки в автомобилях. Эти кабели идеально соответствуют предъявляемым им требованиям.

Они отличаются полупрозрачной оболочкой (изоляцией) красного или коричневого цвета и характерным плетением многопроволочной токопроводящей жилы, которая состоит из свитых между собой пучков проволочек. Недорогие кабели имеют провода из простой меди, а более дорогие — провода из бескислородной меди, которая придает проводам пониженное сопротивление и, следовательно, более низкие потери.

Кабели имеют типовые маркировки, например: Power Cable — силовой кабель

Belsis, Proleader и т.д. — торговая марка поставщика или производителя

OFC (Oxygen- Free Copper) — проволока изготовлена из бескислородной меди

№20 — No20 — Nr20 — #20 — калибр (размер) токопроводящей жилы кабеля 20 калибра и т.д.

AWG — American Wire Gauge — Американский сортамент для проволоки

SWG — Standard Wire Gauge — Стандартный сортамент BWG — Birmingham Wire Gauge — Бирмингемский сортамент

Провода одного и того же калибра в разных сортаментах немного отличаются диаметром провода (жилы). Сортамент AWG считается основным для силовой автомобильной проводки.

Калибр AWG

Диаметр, мм

Сечение, мм2

Сопротивление, Ом/м

Аналог, мм2

20

0,81

0,52

0,035

0,5

19

0,91

0,65

0,025

0,75

18

1,02

0,82

0,023

0,75

17

1,15

1,04

0,018

1,00

16

1,29

1,31

0,015

1,5

15

1,45

1,65

0,012

1,5

14

1,63

2,08

0,0088

2,0

13

1,83

2,62

0,0074

2,5

12

2,05

3,31

0,0054

3,0

11

2,31

4,17

0,0046

4,0

10

2,59

5,26

0,0036

5,0

9

2,91

6,63

0,0031

6,0

8

3,26

8,37

0,0024

8,0

7

3,67

10,55

0,0018

10,0

6

4,12

13,3

0,0014

16,0

5

4,62

16,8

0,0012

16,0

4

5,19

21,15

0,00091

25,0

3

5,83

26,68

0,00073

25,0

2

6,54

33,6

0,00057

35,0

1

7,35

42,4

0,00047

35,0

1/0

8,25

53,5

0,00037

50,0

00

9,27

67,5

0,00029

70,0

000

10,41

85,0

0,00023

95,0

0000

11,68

107,2

0,00018

95,0

 

Для выбора калибра (сечения) необходимого кабеля необходимо знать:

•              максимальный ток, потребляемый нагрузкой;

•              длину проводов от нагрузки до аккумулятора; 

• номинальное напряжение аккумуляторной батареи или другого источника, которые предназначенных для питания нагрузки.

Провод должен иметь такое сечение (толщину) проводника провода, при котором падение напряжения на сопротивлении провода при максимальном (долговременном) потребляемом токе составляет не более 10% от номинального напряжения аккумулятора. При импульсном (кратковременном) потреблении тока допускается падение напряжения 15%. Если аккумулятор имеет напряжение +12V, то максимальное допустимое падение напряжения не должно превышать +1,2V (в импульсе до +1,8V), Напряжение бортсети +12V имеют бензиновые легковые и грузовые автомобили, автобусы и легкие дизельные автомобили. Напряжение +24V имеют дизельные внедорожники, тяжелые грузовики и автобусы.

Падение напряжения на сопротивлении проводника вызывает выделение мощности и нагревание проводника. Так как проводник кабеля (провода) размещен в изоляционной оболочке, то изоляция препятствует его охлаждению. Для уменьшения нагрева необходимо выбрать сечение проводника с учетом коэффициента плотности тока, который может для различных условий прокладки провода иметь значение от 1 до 10 А/мм2. Среднее значение плотности тока для изолированного провода проложенного открытой проводкой в нормальных температурных условиях соответствует 6 А/мм2.

Можно определить максимальный ток, потребляемый нагрузкой по номиналу плавкой вставки предохранителя нагрузки или по сумме номиналов вставок, если нагрузок несколько. Можно также определить максимальный ток, если известна выходная мощность УНЧ, по формуле: Iмах = Р:6

Пример 1: рассчитать калибр (сечение) кабеля, если нагрузкой аккумулятора +12V является усилитель мощности звука с выходной мощностью 2x200W. Расстояние между усилителем и аккумулятором 6 метров.

Расчет:

Мощность нагрузки 2x200W = 400W

Максимальный ток 400W: 6 = 67А

Сечение кабеля 67А: 6А/мм2 = 11,2 мм2

Кабель близкий к сечению 11,2 мм2, это кабель калибра №7 AWG сечением 10 мм

Этот калибр кабеля имеет на 6 метров сопротивление проводника (см. таблицу): 6 м х 0,0018Ом = 0,001Ом

Падение напряжения на проводнике кабеля: 67А х 0,0011 Ом = 0,74 V, что составляет 7,4% от напряжения + 12V

Из расчета следует, что кабель калибра №7 выбран правильно.

Сечение токопроводящей жилы определяют по формуле: S = πD2/4, где π = 3,14, D — диаметр жилы.

Для того чтобы предотвратить пожар от короткого замыкания силового провода на массу, необходимо на «плюсовой» провод установить держатель предохранителя (плавкой вставки). Рекомендуется устанавливать держатель предохранителя типа «колба». Он имеет характерный прозрачный герметизированный корпус и позволяет зажимать провод до калибра №000. Его устанавливают в разрыв кабеля в непосредственной близости от «плюсовой» клеммы аккумулятора. Корпус держателя предохранителя должен быть надежно закреплен. Номинал плавкой вставки предохранителя выбирается на 20…30% больше максимального потребляемого нагрузкой тока. Силовой провод от предохранителя до нагрузки должен одним мерным отрезком (из одного куска). Наличие соединений ухудшает надежность и может быть причиной потерь напряжения при большой потребляемой мощности. Если же по каким-либо причинам приходится соединять (сращивать) провода, то для соединения проводов нужно применять специальные «автомобильные» муфты или распределители (дистрибьюторы) с надежными зажимными контактами и изолированным корпусом из термостойкого пластика. При отсутствии специальных соединительных изделий можно применять клеммные блоки, колодки и монтажные коробки для промышленной или бытовой электропроводки.

Запрещается использовать изоляционную ПХВ ленту в качестве изолятора сращиваемых концов кабеля.

Если требуется на провод установить наконечник для контактного болтового соединения, то на зачищенный от изоляции провод надеть наконечник с внутренним диаметром хвостовика соответствующим калибру провода, хвостовик обжать специальным инструментом и место обжима желательно опаять припоем. При прокладке кабеля рекомендуется, во избежание повреждения, поместить его в гофротрубку подходящего диаметра. Если проводка проходит через места с острыми металлическими краями кабель необходимо пропускать сквозь резиновые или нейлоновые уплотнители (обтираторы).

Соединение нагрузки и аккумулятора необходимо производить двумя разнополярными кабелями с изоляцией разного цвета и с одинаковым калибром токопроводящей жилы.

Запрещается использовать металлические кузов или шасси автомобиля в качестве «минусового» провода питания, т.к. из- за сварных швов и плохих контактных соединений возможно падение напряжения питания нагрузки.

При сборке кузова автомобиля, детали шасси и кузова соединяются между собой с помощью сварки, клепки и резьбовых соединений. Эти соединения должны обеспечить жесткость механической конструкции и гальванический контакт между ее отдельными частями, но для силовых токов они создают кузовные суммарные переходные сопротивления.

Механические соединения в процессе эксплуатации автомобиля подвергаются коррозии, ржавлению и окислению, что приводит к увеличению суммарных переходных сопротивлений, которые могут достигать величины 0,5…1,5 Ом.

Например, если нагрузка имеет ток потребления 10А, то на кузовном переходном сопротивлении в 1,0 Ом произойдет, по закону Ома, потеря напряжения +10В. Если нагрузка имеет питание от аккумулятора +12В, то для ее питания остатка напряжения в +2В будет недостаточно.

Словарик:

Электрический ток — упорядоченное движение электрического тока в проводнике.

Плотность тока — распределение электрического тока по сечению проводника.

Провод электрический — неизолированный или изолированный проводник электрического тока, состоящий из одной или нескольких проволок.

Кабель электрический — один или несколько изолированных проводников (токопроводящих жил), заключенных в защитную оболочку.

Силовой кабель — электрический кабель для передачи электроэнергии.

Поделился опытом Сарычев Владимир

www.eti.su

Чем отличается кабель от провода. Отличие кабеля от провода

Люди частенько употребляют слова «провод» и «кабель», как синонимы. Эти два изделия имеют схожий внешний вид, но это не значит, что они совершенно одинаковые. Визуально они похожи, и с этим не поспоришь. Обычному потребителю вряд ли удастся визуально определить, какое изделие у него в руках.

В то время как специалист по электронике, электротехнике или другой профессионал, который по роду своей деятельности имеет дело с электричеством, без труда назовет отличие кабеля от провода. Возможно, некоторые обычные пользователи также способны понять суть этого отличия благодаря интуиции. Но сформулировать четко смогут не все.

Людям, которые не получили специальных знаний по электротехнике, но которым приходится сталкиваться с ремонтом бытовых электроприборов, будет очень полезно разобраться в терминологии и получить достоверную информацию.

Отличие кабеля от провода

Какое же у этих изделий сходство или различие? Визуально они очень похожи, но по документации эти изделия проходят под разными наименованиями – «провод» и «кабель». А если заглянуть в строительную смету, то там четко видно, что провод стоит дешевле, чем кабель.

В различной спецлитературе, учебниках и справочниках даются определения этим понятиям, но они довольно пространные. Зато в ТУ и ГОСТ есть характеристика изделий, относящихся к «проводу» или к «кабелю».

В ТУ зачастую можно найти лишь небольшие детали, по которым необходимо различать кабель и провод. Например, форма (плоская или круглая), толщина оболочки, изоляция, количество жил.

Если говорить о форме, то она не несет специфической нагрузке. От формы изделия зависит разве что удобство использования в конкретной ситуации. Определяющим фактом в делении на провод или кабель является спецификация. В ней указано конкретно, какое это изделие.

Слова « кабель» и «провод» часто используются в описаниях электропроводки и электрических сетей, когда имеется в виду проводник электрического тока. Может показаться, что эти два изделия – одно и тоже. Но между ними есть разница, которая будет описана ниже.

Что представляет собой провод? В электротехнике так называют многожильный или одножильный проводник, который имеет легкую трубчатую изоляцию, либо вовсе ее не имеет.

Кабель представляет собой систему изолированных проводников, которые для удобства монтажа и эксплуатации, а также для защиты от влияния окружающей среды и механических повреждений объединены в единую конструкцию. Для повышения безопасности использования электрических проводов, для облегчения их совместной прокладки, для обеспечения защиты при эксплуатации в сложных условиях электрические провода собирают вместе. На них «одевается» дополнительный слой изоляции. Кабель защищают броневым кожухом при необходимости.

Итак, провод – это одни проводник, а кабель – это две или более изолированные жилы, объединенные вместе. Помимо изоляции жил кабель имеет изоляционную оболочку. Если на двух или более проводниках нет никакой изоляции, то перед вами просто проводник, по классификации – это «провод», а не «кабель».

Все провода и кабели можно разделить на несколько категорий в зависимости от характеристик изделия, особенностей конструкции и материалов, используемых при изготовлении.

Провода делятся на две группы:

  1. — многожильный провод, например, ПВ-3 – гибкий провод из меди;
  2. — из сплошной проволоки (монолит), например, ПВ-1 – однопроволочный провод из меди.

От коэффициента гибкости и уровня сопротивления зависят требования к эксплуатации и применение провода. Одножильные твердые провода могут быть как без оболочки, «голыми», так и в оболочке. Благодаря своей конструкции такой тип провода предполагает уменьшение сопротивления. Если за цель ставится увеличение производительности на высоких частотах, то обычно прибегают к использованию подобных твердых проводников.

Первый тип провода представляет собой множество токопроводящих жил. Этот провод состоит из нескольких нитей медной проволоки, которые сплетены в единое целое. При внешних механических воздействиях, а также при частых перегибах такое строение провода помогает увеличить срок эксплуатации изделия и достичь существенной гибкости.

Многожильная жила или монолит — какой кабель лучше

Кабель с одной жилой обычно называют жестким, а гибким считается кабель с многопроволочной жилой. Гибкость кабеля тем выше, чем тоньше каждая проволочка, и чем больше число этих проволочек в жиле.

В зависимости от гибкости кабель делится на семь классов. Самый гибкий – 7-ой класс, а моножила относится к 1-ому классу. Кабель высокого класса гибкости стоит дороже.

Назначение жесткого кабеля – это укладка в грунт, заделка его в стены, в то время как гибкий кабель применяют для подключения электроприборов или подвижных механизмов. С точки зрения эксплуатации не имеет значения, какой кабель жесткий или гибкий. Что касается монтажа, то все зависит от предпочтений конкретного электрика.

Важно отметить, что концы гибкого кабеля, впоследствии вставляемые в выключатели или в розетку, обязательно необходимо пропаять и обжать специальными трубчатыми наконечниками – оконцевателями. Жесткий кабель не требует такой процедуры.

Гибкий кабель более уместен для подключения осветительных устройств, так как эти устройства меняются довольно часто. Если взять для этих целей жесткий кабель, то при подключении нового электрооборудования велика вероятность, что он сломается.

Изоляция жил и оболочка кабеля

Двойная изоляция однозначно лучше. Как известно, срок службы кабеля в двойной изоляции составляет 30 лет, а в одинарной оболочке срок службы − до15 лет.

Важно:

  • — для прокладки в сауне или в другом горячем помещении используются термостойкие кабели;
  • — маркировка «нг» означает, что кабель не поддерживает горение, но это не значит, что он термостойкий, то есть для высоких температур такой кабель не предназначен;
  • — есть кабели, которые могут «работать» при воздействии пламени в течение 120, 60 или 30 минут, на них вы увидите маркировку соответственно Е120, Е60 или Е30;
  • — кабель с полиэтиленовой оболочкой допустимо прокладывать как открытым способом, так и в грунте;
  • — кабель с ПВХ (поливинилхлорид) изоляцией можно прокладывать в кабельных каналах или в помещении.

Надеюсь данная статья помогла вам разобраться чем отличается кабель от провода. Если у Вас возникли вопросы оставляйте их в комментариях, с удовольствием на них отвечу.

Понравилась статья — сохрани на стену!

electricvdome.ru

Идеи для дома: как спрятать провода

1. Спрячьте удлинитель с зарядными устройствами в коробку

Удлинитель с зарядниками постоянно мешается на столе или под ногами, собирает кучу пыли, да и выглядит неэстетично. Справиться с этой проблемой очень просто: возьмите симпатичную коробку, проделайте в ней несколько дырок и спрячьте туда все провода и кабели.

Существуют и готовые решения, например Plug Hub от компании Quirky. Это коробка, изготовленная из жёсткого пластика с прорезиненным дном. Сверху есть три отверстия для кабелей, а внутри — три крепления, на которые можно намотать слишком длинные шнуры. Plug Hub можно поставить на пол или закрепить на стене.

amazon.com

2. Закрепите провода под столешницей

Чтобы закрепить провода и удлинитель под столом, вам понадобятся биндеры и шурупы (по длине они должны быть хотя бы на четверть меньше толщины столешницы, иначе пройдут насквозь и стол будет испорчен). Первым делом закрепите под столешницей удлинитель, лучше в середине стола или ближе к стене. Затем в нужных местах закрепите биндеры с помощью шурупов. Подключите к удлинителю всё необходимое и соберите провода зажимами. Визуально стол стал намного чище и аккуратнее.

Есть вариант попроще, если вам не нужно прятать большое количество проводов. Для этого потребуется строительный степлер. Чтобы под ногами не болтался длинный провод от лампы, аккуратно закрепите его скрепками у ножки стола. Небольшой удлинитель также можно зафиксировать скрепками. Для проводов потолще лучше использовать специальные зажимы (например, такие).

Скрепки от степлера вам не по душе? Подойдут обычные стяжки. Стяжками закрепите провод у ножки стола. Провода, которые идут по полу, можно прикрыть пластиком или дощечкой под цвет пола. Удлинитель можно закрепить под столешницей с помощью широкой липучки: шурупами зафиксируйте её на обратной стороне столешницы, а затем прикрепите удлинитель. Чтобы провода не болтались под столом, пропустите их через кабельные каналы — их можно приобрести в любом строительном магазине. Зафиксировать сами каналы можно изолентой или обычным пластырем.

3. Организуйте хранение кабелей

Избавиться от путаницы в проводах поможет их правильная организация. Для начала соберите по всему дому шнуры от телефонов, плеера, игровой приставки, планшетов. Затем возьмите коробки (желательно посимпатичнее), поместите внутри них разделители из картона, подпишите место для каждого кабеля (чтобы потом не путаться) и всё аккуратно разложите. Чтобы не запутывались сами провода, используйте обычные стяжки.

Если не хочется возиться с коробками, купите корзину и накопите побольше втулок от туалетной бумаги.

onecrazyhouse.com

Если провода вам не мешают, можно просто прикрепить к каждому ярлык, чтобы было проще их различать. Например, так:

thescoopnewspaper.com

4. Держите все необходимые провода под рукой

Не все кабели мы можем спрятать в коробку: некоторые из них нужны нам чуть ли не постоянно. Решение простое: закрепите их на краю рабочего стола, чтобы при необходимости можно было протянуть руку и подключить устройство к нужному проводу. В этом нам поможет Sugru — пластилин-резина и одна из самых незаменимых вещей в хозяйстве. Не верите? Тогда посмотрите наше видео.

Скатайте из Sugru небольшие шарики, закрепите на опоре стола. Затем канцелярским ножом уберите немного пластилина (осторожно, постарайтесь не сильно деформировать шарики). Лайфхак: чтобы пластилин не прилипал к лезвию, предварительно сполосните его мыльной водой. Затем немного подкорректируйте форму палочкой для суши или зубочисткой, чтобы получились аккуратные ложбинки (они должны быть чуть шире, чем ваши провода). Всё готово, можно фиксировать кабели.

Есть вариант для тех, кто умеет работать по дереву. Небольшой брусочек с отверстиями поможет организовать все провода на рабочем столе.

Самое простое решение: пропустить провода через биндеры, закреплённые на столешнице.

hexjam.com

5. Не прячьте провода

Серьёзно, если к делу подойти творчески, то кабели могут стать интересным элементом декора.

Например, можно закрепить провод на стене с помощью специальных зажимов. Зачем прятать провод, если к нему можно прикрепить птичку?

freshdesignpedia.com

Провод необычного цвета может отлично вписаться в интерьер.

informativa.ba

Скучные зарядники можно заменить на дизайнерские. Например, такие штуки предлагают японские дизайнеры:

Провода на столе тоже могут выглядеть хорошо. Для них можно соорудить вот такие миниатюрные опоры.

ypublico.com

lifehacker.ru

Как правильно соединять провода? | Заметки электрика

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».

Сегодня я расскажу Вам о том, как правильно соединять провода.

Дело в том, что 70% ошибок при монтаже электропроводки возникает именно в этой области. Ведь все Вы, наверное, слышали такое утверждение, что «Электрика – это наука о контактах». Один из моих читателей к этому утверждению еще добавил, что «Когда надо — его нет. Когда не надо — он есть».

Чаще всего, проблемы с электричеством возникают по причине плохого контакта (или его отсутствия) в соединительных коробках или электроточках (розетки, светильники, выключатели), а также из-за перегрузки линий электропроводки. Последняя причина — является следствием мощных современных электрических приборов (чайник, микроволновая печь, варочная поверхность, холодильник, стиральная машина и т.п.).

Ответим на этот распространенный вопрос. Как правильно соединять провода, чтобы был хороший и качественный контакт. В данное время чаще всего встречаются следующие соединения проводов:

  • скрутка
  • опрессовка
  • сварка
  • пайка
  • винтовые соединения
  • болтовые соединения
  • самозажимные соединения (WAGO)

А теперь рассмотрим каждый вид соединения.

Скрутка

Скрутка — это самый простой и распространенный вид соединения проводов. Из головы ничего брать не будем, а обратимся к нормативному документу — ПУЭ — 7 издания. В пункте 2.1.21 Главы 2 четко сказано, что:

ПУЭ, п.2.1.21. Соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) в соответствии с действующими инструкциями, утвержденными в установленном порядке.

Таким образом, согласно ПУЭ — СКРУТКИ ЗАПРЕЩЕНЫ!!! 

Этому есть логическое объяснение. Со временем эксплуатации по причине изменения температуры и линейного расширения в скрутке появляется зазор между соединяемыми проводами. Соответственно, увеличивается переходное сопротивление контакта, он начинает греться, окисляться и в итоге может, либо вообще пропасть, либо привести к плачевным последствиям, вплоть до пожара.

Рекомендую почитать об этом более подробнее в моей статье про случай плохого (ослабленного) контакта в розетке и его последствия, который произошел на одном из пультов управления.

 

Опрессовка

Опрессовка — это соединения жил проводов и кабелей методом обжатия соединительной гильзы с помощью специального инструмента (пресс-клещи). Данный способ соединения является одним из самых надежных и качественных, отвечающий требованиям нормативных документов.

Как сделать правильно опрессовку? Для этого нам нужно:

  • соединительная гильза (полая медная или алюминиевая трубка, в зависимости от соединяемого материала проводов)
  • корректно подобрать гильзу по внутреннему диаметру (для этого есть специальные каталоги и инструкции, или можно проконсультироваться в магазине)
  • специальный инструмент — пресс-клещи (пользоваться другим инструментом, например пассатижами, запрещено)

Этапы работы:

  • снимаем изоляцию с провода по длине гильзы (используя специальный инструмент для снятия изоляции типа Knipex или монтажный нож)
  • помещаем провода внутрь гильзы (предварительно можно сделать скрутку)
  • обжимаем специальными пресс-клещами
  • изолируем соединение

Более подробно почитать об опрессовке Вы можете в статье: как пользоваться гильзой под опрессовку и термоусаживаемой трубкой.

Для соединительных изолированных гильз (ГСИ) я применяю пресс-клещи EGI-60.

Для более крупных сечений у меня имеется вот такой гидравлический пресс. Напишу о нем как-нибудь  подробную статью — подписывайтесь на рассылку.

Сварка

Сварка — это соединения жил проводов и кабелей методом контактного разогрева их концов электродом (угольный) до образования контактной точки (шарик). Данный способ соединения является одним из самых надежных и качественных, отвечающий требованиям нормативных документов, но требует определенных навыков работы со сварочным оборудованием.

Как сделать правильно сварку проводов? Для этого нам нужно:

  • сварочный трансформатор (мощность не менее 1 кВт, выходное напряжение до 24 В)
  • угольный электрод
  • специальный флюс (для защиты расплава от кислорода)
  • очки для сварки
  • кожаные перчатки для сварки

Этапы работы:

  • снимаем изоляцию с провода на 40-50 (мм)
  • наждачной бумагой защищаем жилу провода до блеска
  • делаем скрутку
  • в углубление электрода насыпаем флюс и опускаем нашу скрутку, крепко прижимая ее к электроду
  • включаем сварочный трансформатор в сеть
  • концы жил нашей скрутки сплавятся в «шарик» (контактная точка)
  • после затвердевания спая отводим электрод
  • полученный «шарик» очищаем от флюса металлической щеткой
  • покрываем лаком соединение
  • изолируем соединение

Получается примерно вот так.

Как видите, получается практически цельный провод, т.е. наименьшее переходное сопротивление контакта.

Ради эксперимента, можно попробовать измерить сопротивление контакта у разных способов соединения проводов и убедиться в сказанном.

Пайка

Пайка — это соединения жил проводов и кабелей расплавленным припоем. Данный способ соединения отвечает требованиям нормативных документов, но требует определенных навыков работы. Пайка гарантирует долговечный контакт с хорошей проводимостью. Но ее применение ограничивается по причине механического или термического воздействия.

Читайте статью о том, почему соединения проводов с помощью пайки необходимо избегать.

Как сделать правильно пайку проводов? Для этого нам нужно:

  • оловянно-свинцовый припой (ПОС)
  • флюс — канифоль
  • кисточка для нанесения флюса на жилу
  • наждачная бумага
  • паяльник

Этапы работы:

  • снимаем изоляцию с провода на 40-50 (мм)
  • наждачной бумагой защищаем жилу провода до блеска
  • выбираем вид соединения жил (по таблице ниже)
  • припой подносим к жалу паяльника
  • греем скрутку, чтобы расплавленный припой затекал в скрутку
  • после затвердевания пайки промываем место пайки спиртом
  • изолируем соединение

Вот пример соединения нескольких проводов пайкой.

Пайка используется для соединения жил проводов и кабелей из меди. Но при использовании специальных припоев можно паять жилы проводов и кабелей из алюминия.

Винтовые соединения

Винтовые соединения жил проводов и кабелей

можно использовать для соединения разных металлов, таких как медь с алюминием. Очень широко применяются для присоединения проводов к светильникам или люстрам.

А самое главное, винтовые соединения отвечают требованиям нормативных документов.

Вот пример применения винтовых клеммников для соединения проводов в распределительной коробке, но я такой способ не поддерживаю.

Хотелось бы добавить, что этот вид соединения обладает единственным недостатком — периодически винты в клеммах нужно дожимать (свойство «текучести» алюминия), чтобы улучшить контакт.

В своей работе я применяю винтовые контактные зажимы типа ЗВИ-3 (0,75-4 кв.мм).

При использовании многопроволочных жил проводов и кабелей нужно применять специальные наконечники под опрессовку или концы проводов пропаять.

Некоторые винтовые клеммники (зажимы) снабжаются фасонной шайбой или шайбой со звездочкой, которая препятствует выдавливанию жилы из клеммника и обеспечивает надежное постоянное давление на жилу провода и кабеля.

На рынке в данное время представлено большое многообразие клемников с винтовым соединением жил проводов и кабелей.

Болтовые соединения

Болтовые соединения жил проводов и кабелей можно использовать для соединения разных металлов (медь и алюминий), но для этого нужно между ними проложить стальную шайбу.

Данное соединение не уступает винтовым соединениям, но является громоздким, поэтому его трудно разместить в соединительной (распаечной) коробке и требуется больше изолирующего материала.

Самозажимные соединения

На сегодняшний день один из самых распространенных видов соединений жил проводов и кабелей. Его главное преимущество — простота, удобство и скорость монтажа. А также не требует специальных навыков и приспособлений. Примером данного вида соединения являются клеммники WAGO.

Клеммники WAGO выпускаются с множеством серий и вариантов исполнений: количеством соединяемых жил от 2 до 8,  сечением от 0,75 до 4 кв. мм.

В некоторых клеммах Ваго (2273-244 серии) имеется специальная контактная паста, которая препятствует окислению алюминиевых жил. С помощью таких клемм можно соединять жилы из разных материалов, например, медь и алюминий.

А Вы как думаете насколько надежны клеммы WAGO?

В данной статье мы научились правильно соединять провода электропроводки. В следующей статье я Вам расскажу про цветовую маркировку проводов.

P.S. Ко всем соединениям жил проводов и кабелей нужно относится серьезно, ведь от того зависит работа всей электропроводки Вашей квартиры, дома или объекта.

Если статья была Вам полезна, то поделитесь ей со своими друзьями:

zametkielectrika.ru

Провод

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о